Заповедь «hакhель» («Всесобрание»)

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск

Заповедь «hакhель» (הקהל , «Всесобрание», производное от קהל — «все общество») — повеление Торы собирать все общество, весь Народ Израиля, мужчин, женщин и детей, на исходе Седьмого Года (Года Шмиты) в Храме. Царь должен прочесть перед ними главы из Книги Дварим (Второзаконие).

«hакhель» проводился в Иерусалимском Храме в периоды Первого и Второго Храма. Затем, после разрушения Второго Храма, эта традиция была прервана. В в наши дни в Израиле и в диаспоре начали организовывать церемонии «память hакhель».

Содержание

Смысл заповеди

Комментаторы выделяют несколько смыслов этой заповеди:

  1. побудить народ к исполнению заповедей и укрепить в их сердце религиозное сознание и стремление к осуществлению заветов Торы по зову собственной души.
  2. оградить власть царя, напомнить ему, что он не всесильный самодержец, а «конституционный монарх», один из «Божьего народа», общины, живущей по законам Всевышнего, и он тоже подчиняется Конституции этого народа, Торе. Поэтому царь перед всем народом читает отрывки из Торы, среди которых — предупреждения царю, чтобы не злоупотреблял властью.
  3. «hакhель» воссоздаёт обстановку Дарования Торы. Оно должно проводиться именно в Храме, так как Храм — это место присутствия Всевышнего, продолжающегося с Синая. Все участники «Всесобрания» обязаны быть ритуально чистыми, как в день дарования Торы. И кроме того, в отличие от остальных Праздников Паломничества, на Всесобрание обязаны придти не только мужчины, но и женщины и дети, как это было при дарования Торы на Синае[1].

Источники

В Торе

После того, как Моше написал Книгу Торы и передал его главам общин, он заповедал им читать ее всему народу в каждый праздник Суккот в конце каждого седьмого года, чтобы они услышали, изучили и вострепетали.

הַקְהֵל אֶת-הָעָם, הָאֲנָשִׁים וְהַנָּשִׁים וְהַטַּף, וְגֵרְךָ, אֲשֶׁר בִּשְׁעָרֶיךָ--לְמַעַן יִשְׁמְעוּ וּלְמַעַן יִלְמְדוּ, וְיָרְאוּ אֶת-יְדוָד אֱלֹהֵיכֶם, וְשָׁמְרוּ לַעֲשׂוֹת, אֶת-כָּל-דִּבְרֵי הַתּוֹרָה הַזֹּאת.

«Собери народ, мужчин и женщин, и детей, и пришельца твоего, который во вратах твоих, дабы слушали они и дабы учились, и будут бояться Господа, Бога вашего, и строго исполнять все слова Учения этого». (Дварим/Второзаконие, 31:12)

В Мишне

Согласно Мишне, церемония проходила в первый день Холь hа-Моэд Суккот, на следующий день после вступительных празднеств, при стечении всех прибывших в Иерусалим паломников.

Трубы звучали на улицах Иерусалима и большая деревянная сцена устанавливалась в Женском (Внешнем) Дворе Храма (ивр. עזרת הנשים). На ней воссядет царь в окружении всей своей свиты. «Хазан кнессета (=Общества, глава службы)» передаст Свиток Торы «Главе кнессета» (Руководителю общества), затем тот передаст его заместителю Первосвященника, он, в свою очередь, передаст его Первосвященнику, который представит Свиток Торы царю. Согласно «Сефер hа-Хинух» царь должен принять Свиток Торы стоя, но затем он имеет право сесть.

Далее царь громко (вслух) читает (декламируя) Тору. Весь остальной Народ Израиля обязан слушать чтение Торы стоя.

Царь начинал чтение Торы с тех же благословений, которые произносятся при Восхождении к Торе («Алия ле-Тора») и сегодня.

Читаются следующие разделы из Книги Дварим/Второзаконие:

  1. От начала до «Шма Исраэль» (6:4)
  2. Вторая часть «Шма» (11:13-21)
  3. «Отделяй десятину» (14:22-27)
  4. «Когда завершишь отделять все десятины» (26:12-15)
  5. Раздел о назначении царя (17:14-20)
  6. Благословения и проклятия (28:1-69)

Дети также должны исполнять заповедь «hакhель». Рабби Элиэзер бен Азария сказал: «Мужчины должны прийти, чтобы учиться, женщины — чтобы слушать. Зачем приходят дети? Чтобы наградить тех, кто привел их». («Хагига», 3а)

Возрождение заповеди «hакhель» в наше время

В Израиле

Идея возрождения заповеди «hакhель» в наши дни впервые предложил р. Э.Д.Рабинович-Теомим («Адерет»), опубликовавший (в конце 19 в.) брошюру «Память о Храме» («Зехер ла-Микдаш», זכר למקדש).

Когда рабби Шмуэль Салант был главным раввином Иерусалима, он собирал всех учеников Талмуд Торы возле Котеля в первый день Холь hа-Моэд Суккот и читал им те самые отрывки из Торы, которые царь читал на церемонии «hакhель» в древности.

Первая официальная церемония «hакhель» в современном Израиле прошла в Холь hа-Моэд Суккот 1945 года (в год, следующий за Годом Шмиты). Особая служба была проведена в синагоге Йешурун, после чего многочисленная процессия двинулась к Западной Стене, где были прочитаны соответствующие отрывки из Торы.[2]. Подобные церемонии устраивались также официально каждые семь лет, кроме одного раза, когда в 1973 году она не состоялась по причине Войны Судного Дня. Инициатором данного мероприятия был рав Шмуэль Занвиль Кахане, генеральный директор Министерства Религий.

В 1952 году Министерство планировало проведение грандиозного торжества с участием порядка 20 тысяч человек, перед которыми президент Государства Израиль должен был прочесть Книгу Дварим[3] , однако пришло гораздо меньше людей, и президент не принял участие в мероприятии[4].

Самая многочисленная церемония состоялась в Холь hа-Моэд Суккот в 1987 году по инициативе профессора Гилеля Вайса. Она прошла на площади перед Котелем (Западной Стеной). Президент Государства Израиль Хаим Герцог читал Тору.

В 1994 году вместо президента Эзера Вайцмана чтение провел рав Исраэль-Меир Лау, находившийся тогда в должности Главного Раввина Израиля[5].

В 2001 году церемонию у Котеля провел президент Государства Израиль Моше Кацав[6].

В Диаспоре

в 1874 году в праздник Симхат Тора в Бухаресте Раввин д-р Меир Мориц Бек организовал церемонию конфирмации для девочек и назвал ее «Мицват hакhель»[7].

Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон призывал возобновить и укрепить традицию проведения церемоний «заповеди hакhель» на индивидуальном уровне — для каждого отдельного человека в своей семье и в своем окружении, в своих домах и в синагогах (а не обязательно в многолюдном обществе в Иерусалиме). Согласно этому подходу, смысл заповеди — не в ее государственном характере (многолюдная церемония, чтения Торы царем и т. д.), а укрепление частного человека в принятии на себя бремени исполнения заповедей, изучения Торы и предоставления цдаки, и таким путем сама заповедь будет достоянием всех поколений евреев, даже после разрушения Храма. Дополнительное его новшество состоит в том, что эта заповедь не ограничивается только Праздником Суккот, а и весь последующий год, Год Шмиты, называется «Годом hакhель» («Шнат hакhель»), по примеру Юбилейного Года. Вследствие такого подхода Любавический Ребе утверждал, не имеет смысла проводить «память о hакhель» на государственном уровне в Израиле, потому что при этом, по его мнению, теряется главное в духе этой заповеди, а именно — пробуждение трепета перед Небесами в сердце каждого человека[8].

См. также

Источники

Примечания