Винавер, Максим Моисеевич

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
(перенаправлено с «Винавер, Максим»)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Макси́м Моисе́евич Вина́вер
Портрет
Максим Винавер. 1906.
Имя при рождении:

Меер-Гиль

Дата рождения:

18 ноября 1862(1862-11-18)

Место рождения:

Варшава

Гражданство:

Россия

Дата смерти:

10 октября 1926(1926-10-10) (63 года)

Место смерти:

Ментон-Сен-Бернар, Франция

Макси́м Моисе́евич Вина́вер (1862, Варшава, — 1926, Ментон-Сен-Бернар, Франция) - юрист, общественный деятель, писатель.

Биографические сведения

Родился в Варшаве, в 1886 г. окончил юридический факультет Варшавского университета.

Но в 1889 году российское правительство решило запретить евреям становиться «юридически зарегистрированными» адвокатами, что вынудило Винавера следующие полтора десятилетия работать помощником прокурора в Санкт-Петербурге, где он стал участвовать в борьбе за еврейскую эмансипацию. С бароном Горацием Гинцбургом, выступающим в качестве спонсора, Винавер создал бюро защиты (с Оскаром Грузенбергом и русскими адвокатами Владимиром Спасовичем и Мироновым), чтобы представлять евреев, ложно обвиненных в преступлениях.

Винавер и его партнеры защищали евреев в ряде городов. Когда Давида Блондеса обвинили в совершении ритуального убийства в Вильно (1900–1902 гг.), бюро защиты предоставило ему юридическую помощь, которая была дополнена кампанией в прессе, завоевавшей общественную поддержку еврейской борьбы за достижение равноправия или, в случае по крайней мере, справедливое обращение по закону. Погромы в Кишинёве (1903 г.) и Гомеле (1904 г.) привлекли внимание российского общества к Винаверу и другим адвокатам. Винавер выступал на судебных разбирательствах после погромов в Кишиневе и Гомеле. Используя трибуну зала суда, они прославили себя и свое дело.

Его еврейская общественная деятельность началась в Обществе для распространения просвещения между евреями в России. Он возглавлял Историко-этнографическую комиссию, которая собирала исторический материал о евреях России, редактировал журналы «Восход» и «Еврейская старина».

Во время революции 1905 года Винавер и его соратники вышли на арену российской политики. Вместе с Павлом Милюковым, Владимиром Дмитриевичем Набоковым и другими Винавер основал Конституционно-Демократическую партию (партию кадетов). Эта партия была единственной, которая неоднократно выдвигала еврейский вопрос как в законодательном порядке, так и в порядке запросов к правительству.

В то же время вместе с другими активистами еврейской общины, такими как Юлий Гессен, Генрих Слиозберг, Леон Брамсон, Юлий Бруцкус и Гинцбург, Винавер был среди основателей и руководителей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России (1905–1907), который входил в состав российской зонтичной организации Союз Союзов. Последнее объединение в конечном итоге организовало всеобщую забастовку, которая вынудила царя Николая II издать Октябрьский манифест в 1905 году.

Винавер принимал участие в выборах в Думу и был избран одним из 12 еврейских депутатов первого российского парламента. В Думе Он противился образованию отдельной еврейской фракции в Думе, настаивая на присутствии еврейских депутатов во всех партиях. Он стремился создать еврейскую группу национальных интересов, которая сотрудничала бы с кадетами, самой сильной партией в Думе, чтобы лоббировать включение еврейских прав в общие предлагаемые законы. Однако этот уровень проеврейской активности был прекращен роспуском Думы.

После роспуска Думы он стал одним из организаторов съезда протеста бывших членов Думы, на котором было подписано Выборгское воззвание, призывавшее к активному протесту против роспуска и гражданскому неповиновению до созыва новой Думы. Как подписавший Выборгское воззвание, Винавер лишился права голоса, тем самым завершив свою политическую карьеру.

Тем не менее Винавер продолжал бороться за равное обращение с евреями. 17 января 1907 года он и 123 еврейских представителя со всей России основали Еврейскую народную группу. Тактика сменилась с политического лоббирования внутри Думы на организацию самопомощи на социально-экономическом уровне.

Как и в случае с Союзом полноправия еврейского народа в России, Винавер по-прежнему отстаивал общие еврейские усилия. Улучшения считались возможными только в том случае, если они объединялись и работали в рамках общерусского движения. В рамках этого общего усилия Винаверу и другим еврейским либералам, таким как М.Л. Гольдштейн, М.И. Шефтель и Л.Я. Штернберг пришлось пойти на компромисс по некоторым вопросам, например, не признавать идиш еврейским языком.

С этого момента Винавер пошел на компромисс с «Еврейской демократической группой» Шимона Дубнова в том смысле, что борьба за демократизацию России дополнялась содействием развитию еврейской национальной культуры. Этот новый подход был провозглашен новым рупором еврейских либералов, «Свободой и равенством».

После провала Второй Думы в 1907 году защита прав евреев внутри этого органа стала практически невозможной; еврейское представительство в III Думе (1908–1912) было ограниченным и, учитывая консервативный состав последней, бесперспективным. Винавер и Еврейская демократическая группа перешли к тактике органической работы, которой придерживалось польское меньшинство в Пруссии. Это означало лоббировать при каждой возможности права евреев как внутри еврейских, так и в русских организациях.

Этот подход увенчался успехом на экономической конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге 8–9 марта 1908 г., на которой была предложена маркетинговая организация, чтобы помочь еврейским ремесленникам выжить в экономической конкуренции. Через две другие еврейские организации — Общество поощрения ремесленного и сельскохозяйственного труда (ОРТ) и Общество для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ) — Винавер и его соратники выступали за создание еврейских учительских семинаров, еврейских светские начальные школы, светские общественные советы и сберегательно-ссудно-кредитные кооперативы.

Когда юридическая эмансипация была невозможна, еврейские общины в целом и еврейские ремесленники в частности должны были поддерживаться в их борьбе за выживание в экономической конкуренции и за улучшение участи еврейского местечка.

Помимо работы в бюро защиты, Винавер был соредактором с Набоковым петербургского журнала «Вестник права».

После Февральской революции 1917 г. Винавер вошел в комиссию по подготовке выборов в Учредительное собрание, участвовал во временном парламенте (Совете Российской республики).

В 1919 году Винавер стал министром иностранных дел недолговечного белого русского правительства в Крыму. В том же году он был вынужден покинуть Россию, чтобы присоединиться к другим русским белоэмигрантам в Париже. Там вместе с другими лидерами кадетов Винавер пытался объединить различные политические группы в изгнании для борьбы с большевизмом. Для достижения этой цели Винавер, Милюков и Коновалов основали Республиканско-демократическую группу, в которой Винавер был членом центрального бюро.

Его деятельность включала редактирование журнала «Еврейская трибуна» и газеты «Последние новости». В 1922 году вместе с Милюковым Винавер основал ежедневный литературный журнал «Звено» и был президентом Общества «Русское издательское дело в Париже» (русская редакция в Париже). В Париже Винавер основал и редактировал журнал «Еврейская трибуна», боровшийся с антисемитизмом.

Винавер — автор ряда работ публицистического и научного содержания: «Исследование памятника польского обычного права XII в.» (1888); «Очерки об адвокатуре» (1902); «Из области цивилистики» (1907); «История Выборгского воззвания» (1917); «Недавнее. Воспоминания и характеристики» (1917).

Он умер в Ментоне, Франция.

Литература

  • Государственная дума Российской империи. 1906—1917. М., 2006. С. 95-96.
  • Christoph Gassenschmidt, Jewish Liberal Politics in Tsarist Russia, 1900–1914: The Modernization of Russian Jewry (London, 1995).

Источники