Гаунзе, Иоахим
Регулярная статья | |
Участник: Karkaix | |
17.07.2011 | |
Йоахим Гаунзе (жил во второй половине XVI века) — металлург и горный инженер из Богемии.
Содержание |
Известные исторические сведения
Он родился в Праге и, следовательно, по всей вероятности, был родственником Давида Ганса, который обосновался там в 1564 году; он, безусловно, разделял его научные интересы.
Впервые он упоминается в качестве профессионального специалиста в Кесвике, Камберленд, в 1581 году, и он оставался в Англии до конца 1589 года.
Приглашенный в Англию Королевской горнодобывающей компанией в 1581 году, Гаунс полностью переделал английские методы выплавки меди.
В 1584 году Британия готовилась к войне с Испанией и отчаянно нуждалась в меди, важнейшем элементе в производстве бронзы, из которой англичане изготавливали точные пушки, дававшие их военным кораблям преимущество над менее качественными чугунными пушками испанцев.
Превосходная огневая мощь, обеспечиваемая бронзовыми пушками, оказалась решающей в победе английского флота над гораздо более многочисленной испанской Армадой в 1588 году.
Вклад Гаунса в английское производство бронзы был монументальным. До его инноваций английским плавильщикам требовалось не менее 16 недель для очистки партии медной руды. Процесс Гаунса сократил это время всего до 4 дней.
В качестве дополнительного бонуса Гаунс нашел способ использовать примеси, удаленные из руды, в текстильных красителях.
Полное описание его деятельности сохранилось в английских государственных документах.[1]
В эпоху, когда многие ещё верили в алхимию («науку» превращения неблагородных металлов в золото), Гаунс был пионером современных методов научных исследований.
Фрэнсис Бэкон, лорд-канцлер Англии и сторонник научных исследований для продвижения английского превосходства, вероятно, использовал Иоахима Гаунса в качестве модели для героического еврейского ученого Иоабима в своем утопическом романе «Новая Атлантида» (опубликованном в 1627 году).
Из-за его репутации сэр Уолтер Рэли попросил Гаунса послужить металлургом и руководителем горных работ в экспедиции Роанок.
В 1584 году сэр Уолтер Рэли, фаворит королевы Елизаветы I, получил королевский патент на исследование территории Вирджинии и основал постоянное поселение. Королева надеялась, что колонисты обнаружат медь, серебро и золото или, по крайней мере, найдут проход на Восток.
Сэр Уолтер нанял Иоахима Гаунса, чтобы он присоединился к экспедиции в Вирджинию. Таким образом, Гаунс стал первым зарегистрированным евреем, ступившим на английскую землю в Северной Америке.
Куски расплавленной меди и тигель ювелира, обнаруженные археологами среди руин поселения Роанок, приписывают Гаунсу.
Несмотря на открытие меди, колония Роанок не выдержала. Измотанные, тоскующие по дому, боящиеся конфликтов с индейцами и обескураженные неспособностью королевской горнодобывающей компании отправить дополнительные поставки, колонисты Роанок приняли предложение сэра Фрэнсиса Дрейка, чей флот проходил неподалеку, перевезти их в Англию. Иоахим Гаунс и его товарищи покинули Новый Свет.
Вскоре после этого сэр Уолтер Рэли впал в немилость у Елизаветы, отчасти потому, что многие считали, что он не принимает божественность Иисуса. Будучи членом круга Рэли, Гаунс привлекал к себе неблагоприятное внимание.
Переехав в город Бристоль, Гаунс давал уроки иврита английским джентльменам, которые хотели читать Библию на языке оригинала. В 1589 году преподобный Ричард Кертис посетил Гаунса. Гаунс, говоря «на еврейском языке», объявил себя евреем.
Кертис спросил Гаунса: «Вы отрицаете, что Иисус Христос — Сын Божий?» Гаунс ответил: «Зачем всемогущему Богу иметь сына, разве он не всемогущ?»
Произнеся «богохульство», Гаунс предстал перед мэром и олдерменами Бристоля. Если бы Гаунс был христианином, его могли бы сжечь как еретика.
Однако, как указывает архивная запись, Гаунс «утверждает и говорит, что он был обрезан и всегда был наставлен и воспитан в Талмуде евреев и никогда не был крещен».
Таким образом, Гаунс не мог быть еретиком, а просто неверующим, во многом похожим на мусульманина или конфуцианца.
Эдуард I в 1290 году изгнал еврейское население Англии, но ко времени правления Елизаветы исполнение указа об изгнании было значительно смягчено.
Вместо того чтобы разобраться с этим евреем, который был связан с Королевской горнодобывающей компанией, отцы города Бристоля передали его дело в Тайный совет королевы, который состоял из основных инвесторов горнодобывающей компании. Гаунса перевезли под стражу в тайный совет в Лондон для их суда.[2]
К сожалению, на этом исторические записи просто заканчиваются. Историки предполагают, что Гаунса, вероятно, защищали его друзья в Тайном совете, для которых его металлургические инновации принесли плоды.
Совет, похоже, не предпринял никаких враждебных действий. Уолсингем, который тогда был государственным секретарем, был старым работодателем Гаунса, и другие члены совета также знали его.
Он мог спокойно остаться в Англии или вернуться в Богемию. В любом случае, нет никаких записей о том, что Гаунса наказали еще больше, и его имя исчезло из публичных записей.
Опыт Иоахима Гаунса предвосхитил опыт многих американских колониальных евреев: он был одновременно и своим, и чужим, полезным как ученый, но не годным для полноправного участия в христианском обществе.
Привлеченный в Америку Рэли за свои знания, защищенный Тайным советом за деньги, которые он заработал, его члены, Гаунс, по-видимому, был принят в число толерантных исследователей Роанока. Однако ему бросили вызов ортодоксальные христиане.
Гаунс произвел революцию в английской металлургии и помог Англии победить испанскую Армаду, но год спустя его обвинили в богохульстве и заставили уйти из публичной жизни — и из исторических записей.
Несмотря на его вклад в английскую и американскую историю, будучи евреем, Гаунсе оставался на обочине общества.
См. также
Литература
- I. Abrahams, Joachim Gaunse, a Mining Incident in the Reign of Queen Elizabeth, in Transactions of Jewish Historical Society of England, iv., where all the documents are published.