Соотношение понятий "Галаха", "hидур" и "хумра" в различных направлениях ортодоксального иудаизма

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
(перенаправлено с «Ѓидур»)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Содержание

Градации соблюдения Галахи

Одной из главных основ ортодоксального иудаизма является соблюдение Галахи. Однако в соблюдении Галахи есть много градаций:

  • лехатхила (ле-ха-тхила, לְכַתְּחִילָה, "изначально") - изначально-правильное соблюдение того, что предписывают галахические кодексы и современные поским,
  • бедиавад (бедиэвед, бе-ди-авад, בְּדִיעֲבַד, "постфактум") - соблюдение на таком уровне, который может быть признан достаточным только постфактум, но изначально так поступать не рекомендуется,
  • hидур (הִידּוּר, "украшение") - дополнительно улучшенное соблюдение заповедей,
  • хумра (חוּמְרָה, "устрожение") - устрожение соблюдения,
  • кула (קוּלָא, "облегчение") - облегчение соблюдения,
  • минhаг (מִנְהָג, "обычай") - обычай конкретной общины.

Например, изначально (лехатхила) нужно брать для исполнения заповеди "четырёх видов" в Суккот прямой и свежий лулав. Если был взят кривоватый лулав или такой, листья которого слегка расходятся, постфактум (бедиавад) заповедь считается выполненной. Но hидур состоит в выборе идеально прямого лулава, листья которого не будут изгибаться даже на вершине и будут располагаться симметрично по отношению к центру. Хумра может проявляться в покупке лулавов определённой длины, а минhаг - в покупке этрогов определённого сорта, принятого в данной общине.


hидур (меhадрин)

Буквально означает "улучшенное (соблюдение заповеди)"

Важность

Талмуд (Шабат 133б) обосновывает hидур стихом из Торы "Это мой Бог, и я украшу для Него" (זֶה אֵלִי וְאַנְוֶהוּ) (Шмот, 15:2).

Большинство ришоним считают, что hидур - это заповедь, но её исполнение не обязательно (אינה מעכבת). Ритва же считает, что на уровне заповедей деорайта hидур обязателен. Но даже в таком случае лучше исполнить заповедь без промедления, чем дожидаться возможности hидура.

Терминология и применение

Осуществление hидура в религиозной практике (и человек, осуществляющий hидур) - "меhадер", мн.ч. меhадрин, מְהַדְּרִין (меадрин, лемеадрин). Высшая степень hидура обозначается как "меhадрин мин hа-меhадрин" (מְהַדְּרִין מִן הַמְּהַדְּרִין).

Различие между hидуром и хумрой не всегда можно провести. Тщательное исполнение заповедей обычно связано с устрожением в их соблюдении, но не всегда. В целом hидур относится к способу выполнения заповеди, а хумра ограничивает сферу дозволенного в какой-либо области.

В современном иудаизме чаще всего применяют понятие "hидур" к кашруту. В этой области оно практически сливается с хумрой. Пищевые продукты, произведённые по строгим мнениям, без облегчений, называются "меhадрин" или "меhадрин мин hа-меhадрин" (здесь эти термины обозначают продукт или его кошерность, а не человека, соблюдающего эти ограничения).

Также понятие "меhадрин" применяют к кошерности "четырёх видов" для Суккота.

Различие направлений ортодоксального иудаизма в направлениях hидура

Различие между разными ортодоксальными направлениями можно описать в терминах того, в какой области они предлагают делать hидур. Во всех областях жизни сделать hидур практически невозможно. Обычно каждое движение стремится сделать hидуp в той области, которая кажется ему наиболее проблемной в данную эпоху или в данной ситуации.

Например:

В позднем средневековье был распространён обычай личного hидура - человек выбирал некую заповедь, которую он обязывался исполнять всю жизнь с наибольшим тщанием, не считаясь ни с чем.

Оборотная сторона устрожения

Дополнительное устрожение в определённой области может привести к облегчению или даже к небрежению в другой. Рассказывают, что некий человек в XVIII веке принял личный hидур в заповеди цицит. Однажды в поле накануне шабата его цицит порвался, и он, не желая идти без кошерных цицит, остался в чистом поле на весь шабат. Таким образом, hидур в цицит привёл к небрежению заповедями молитвы в миньяне, субботних трапез, мира в семье.

Желание осуществить hидур при попупке "четырёх видов" на Суккот за большие деньги может привести к уменьшению трат на благотворительность, а устрожение в кашруте - к лишению себя и домочадцев необходимых продуктов (например, мяса, если невозможно достать мясо того конкретного кашрута, которого придерживается этот человек). Устрожение в аскетизме может привести к пренебрежению заповедями семейной жизни и мира в доме. Желание осуществить hидур в изучении Торы иногда приводил к жизни за счёт благотворительности или к пренебрежению семейной жизнью и воспитанием детей.

Еще более проблемна ситуация, когда устрожение (например, в кашруте или правилах скромности) приводит к злословию и даже к разжиганию ненависти к другим евреям, соблюдающих кашрут и правила скромности менее строго или по-другому.

О р.Хаиме Соловейчике рассказывают, что он давал разрешения на нарушение поста даже при болезнях, являющихся опасными даже в самой минимальной мере. Когда его спросили: "Почему вы облегчаете в соблюдении поста?", он ответил: "Я устрожаю в законах спасения жизни (пикуах нефеш)".

Хумра

Устрожение в соблюдении заповедей было принято в иудаизме на протяжении всей его истории. Практически вся галаха строится на устрожениях. Так, современные правила разделения мясной и молочной еды, а также посуды, являются результатом многих устрожений. То же справедливо для законов семейной чистоты. Большая часть заповедей дерабанан является устрожением соблюдения заповедей деорайта. Уже в первой мишне трактата Авот "мужи Великого собрания" заповедуют позднейшим мудрецам: "Ставьте ограду вокруг Торы", то есть устрожайте и расширяйте сферу применения законов Торы. Рамбан, Рашба, Ритва и другие ришоним обещали: "Устрожающий удостоится благословения" (המחמיר תבוא עליו ברכה).

В ХХ веке в литовском иудаизме

В ХХ веке в литовском иудаизме устрожение стало основной нормой жизни. Такую норму установил авторитет "литовского" еврейства р.Авраhам Йешаяhу Карелиц (Хазон Иш).

Это приводило к парадоксальным результатам. Так, новое поколение отказывалось пользоваться кубками для кидуша, принадлежавшими их отцам, считая их размер недостаточно кошерным. При этом люди не задумывались над тем, что это бросает тень на праведность их предков. Даже внуки Хафец Хаима, автора "Мишна брура", отказывались пользоваться кубками своего деда[1].

Распространились также обычаи:

  • не продавать настоящий хамец перед Песахом, а уничтожать его;
  • распространять пищевой кашрут даже на непищевые продукты (особенно в отношении Песаха);
  • проверять кошерность этрога с лупой и одежду на шаатнез под микроскопом;
  • отказ от цветной капусты, из которой трудно удалить червяков;
  • отказ ашкеназов от употребления в Песах масла из китниот;
  • написание ה или даже ד вместо имён Бога даже на занавесях ковчегов в синагогах;

и другие.


Примечания

  1. Менахем Фридман, Забытый кубок для киддуша: изменения в ашкеназской ультра-ортодоксальной культуре

Ссылки