Лулав
Источник: | ||||||||
|
Лула́в - ивр. לוּלָב, буквально "побег", "молодая ветвь": а) ветвь (финиковой) пальмы с нераскрывшимся листом б) букет из четырёх видов растений, которые надлежит собирать вместе на Суккот в) мицва (заповедь) соединения четырёх видов растений на Суккот. Связанный в пучок с ветвями вербы и мирта, лулав вместе с ними и с этрогом составляет так называемые четыре вида (арбаа миним) растений, предписанных Библией для ритуала празднования Суккот (Лев. 23:40).
Содержание |
Упоминание в Торе
«Возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, пальмовые ветви, отростки густолиственного дерева и речные вербы и веселитесь перед Гoсподом Бoгом вашим семь дней» (Ваикра, 23).
Значение растений лулава
- «Плод прекрасного дерева (этрог)» — это Израиль. У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.
- «Пальмовые листья» — это Израиль. Как у плода пальмы (финика) есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.
- «Ветвь густолиственного дерева» — и это Израиль. Так же как мирт благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.
- «Речные вербы (ивы)» — это тоже Израиль. Как верба не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах. Что же делать Всевышнему с подобными людьми? Ведь не уничтожать же их! Он сказал: «Присоединю их к остальным, и будут все они в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других».
Требования к лулаву
Совершенно засохший участок, лишенный признаков жизни, делает негодным любое растение, ибо увядший — значит мертвый, а в Танахе сказано: «Не мёртвым славить Господа» (Псалом 115:17).
Невозможно исполнить заповедь с помощью украденного растения, ибо это путь преступления, а Тора учит: «Я Господь, ненавидящий злодеяние и воровство».
Любое растение с усеченной вершиной не годится для исполнения заповеди.
Порядок исполнения заповеди
Берут один этрог, один лулав, три ветви мирта и две веточки ивы. Этрог держат отдельно, остальные соединяют вместе в двух местах сухими пальмовыми листьями: стебель лулава посередине, мирт — справа, а иву — слева, немного ниже мирта.
Ветви берут в правую руку (этрог)- в левую — ведь он один. (Этрог должен быть обращен питмой (отростком) вниз, а черенком вверх). После этого соединяют обе руки вместе и произносят благословение, затем переворачивают этрог питмой вверх и взмахивают растениями вверх и вниз, направляя их к четырем сторонам света. Сефарды кладут этрог на стол, произносят благословение и после этого берут его в левую руку, соединяют с лулавом и взмахивают ими вместе.
Заповедь исполняется при свете дня все дни кроме Шабата
Намёк на лулав в Теhилим
В 119-ом Псалме («Счастливы идущие прямыми путями») 176 стихов. Каждый из них состоит из пяти, шести или большего числа слов, и только четыре стиха состоят всего из четырех слов — они намекают на растения лулава:
- Повеления Твои (Тора) я буду обсуждать, созерцая пути Твои (заповеди) [стих 15] — намёк на (этрог).
- И увлекаться буду заповедями Твоими, которые люблю [стих 47] — намёк на мирт
- Замышляющих неправду ненавижу, учение Твоё (Тора) люблю я [стих 113] — намёк на лулав
- Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить свидетельства Твои [стих 146] — намёк на вербу
Кстати, в этих четырех стихах использованы все буквы еврейского алфавита, кроме трех — ג,ז,ל, составляющих слово גזל — «воровство». Отсюда мудрецы делают вывод, что где есть воровство, нет заповеди о «четырех видах растений», а там где есть эта заповедь, не может быть и тени воровства!
Упоминание в Талмуде
«У жителей Иерусалима было принято: человек выходит из дома – в его руке лулав. Он идет в синагогу и читает Шма Исраэль – лулав все время с ним. Он учит Тору и навещает больных тоже не расставаясь с лулавом. Войдя в бейт мидраш, он передает лулав сыну или слуге. Все это должно напоминать нам, насколько старательно наши отцы исполняли заповеди» (трактат Сука).
Правила, касающиеся лулава в главах второй и третьей трактата Сукка Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, кодифицированы Маймонидом в разделе Хилхот лулав кодекса Яд hа-хазака. Дальнейшую обработку они получили в Шулхан Арухе (раздел ОХ. 625, 651–658).
Лулав и этрог изображены на многих монетах периода Хасмонеев и Бар-Кохбы, а также на барельефных украшениях, мозаиках и стенных росписях древних синагог, обнаруженных в Израиле, на надгробиях Хазарии и в других местах.