Гутман, Роберт
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
20/12/2021 | |
Роберт Гутман | |
Robert Guttmann | |
Род деятельности: |
художник |
---|---|
Дата рождения: |
20 апреля 1880 |
Место рождения: |
Сушице, Чехия |
Гражданство: | |
Дата смерти: |
14 марта 1942 (61 год) |
Место смерти: |
Роберт Гутман (Robert Guttmann, 1880, Сушице, Чехия — 1942, Лодзь) — еврейский художник и сионистский активист из Чехословакии.
Биографические сведения
Роберт Гутман родился 22 апреля 1880 года в Сушице, Южная Богемия. Гутман провел детство в Сушице и посещал начальную школу в Плане-над-Лужницы. Он ходил в среднюю школу в Ческе-Будеевице, но после двух тяжелых лет был отправлен домой, чтобы изучать семейный бизнес. Он предпочитал бродить по сельской местности, с детства любил цветы и животных (особенно лошадей). Имел прозвище «деревенский поэт» (действительно сочинял стихи).
Гутман приехал в Прагу в 1895 году, поступил в бизнес-школу Бергмана. Обладая прекрасным баритоном, он захотел стать кантором. Как увлеченный спортсмен, он также мечтал побывать на Олимпийских играх. Несколько лет он посещал частную художественную школу пейзажиста Алоиса Кирнига. Он предлагал свои литературные произведения театрам и издателям, но они не взяли.
Но все эти интересы были отброшены в сторону первой встречей Гутмана с растущим еврейским национальным движением, которое оказалось самым важным опытом в его жизни. Приехав в Прагу, он сразу связался с еврейской студенческой ассоциацией «Бар-Кохба». Он посещал лекции Ассоциации студентов Маккаби (1893 г.), а в 1896 г. читал книгу Герцля «Der Judenstaat» (Еврейское государство). В 1897 году он прошел пешком весь путь до Первого сионистского конгресса в Базеле. По дороге он продавал собственноручно раскрашенные открытки и карикатуры своей работы.
В 1899 г. стал соучредителем чешского отделения ассоциации «Сион». Много путешествовал, предпочитая ходить пешком, в том числе на все сионистские конгрессы, если это было возможно. Был весьма лояльным гражданином Чехословацкой республики, почитателем президента Масарика, которому в 1923 г. посвятил цикл своих картин. В 1928 г. возложил венок на могилу Шарлотты Масарик. По случаю десятилетия республики прошла первая выставка его картин.
В межвоенный период Гутман был больше известен в Праге своей яркой внешностью, чем картинами. У него были очень особенные лицо и фигура — длинные ноги и маленький торс, а также большая голова с множеством вьющихся волос. Он сознательно придал себе облик «живой карикатуры», с огромными усами и длинными волосами. Он носил особый костюм - художественный костюм, как у художника 16 или 17 века с большим романтическим зеленым шарфом - черная шляпа и синий пиджак, белый трикотаж, с маген-давидом на лацкане.
Он вёл себя эксцентрично, постоянно ходил по пражским кафе, где рисовал картины и продавал их за бесценок. В городе его прозвали Профессором. Кроме живописи, он занимался журналистикой (писал критические статьи по темам искусства) и даже играл в кино.
Есть один типичный пражский еврей, которого, без сомнения, нельзя найти среди функционеров и звезд сионистского конгресса в Праге, хотя он много лет был самым ярким и ярым сионистом.
Жители Праги знают эту слегка нелепую фигуру с замечательным выступающим подбородком и нижней губой Габсбургов, с высокой Звездой Давида в петлице, время от времени с бумажной медалью на груди и развевающимся галстуком, фигура гротескно несется по улицам, словно в погоне за звездой.
Однажды рекламный фургон, запряженный мудрым ослом , останавливается на Вацлавской площади. И вдруг этот человечек со Звездой Давида обнимает осла за шею и целует животное. Немедленно собирается толпа, и люди смеются до слез. И добрый еврей оборачивается, видит, как они смеются, и, не снимая рук с ослиной шеи, присоединяется к их смеху, немного обрадованный, немного удивленный, но в этот момент необычайно жалкий.
Там, на Конгрессе, он, несомненно, сидит где-то в углу, неизвестный, но страстно верящий.
Карел Чапек, из статьи в газете «Lidové noviny» в 1921 г.
Его мнения, фотографии, карикатравлялся в длительные походы на сионистские конгрессы за границу или путешествовал по стране пешком. Он часто бывал в курортных городах, где рисовал гостей или продавал свои карикатуры. Он начал собирать и откладывать небольшие суммы денег для Евруры и репродукции время от времени публиковались в ряде пражских газет. В 1925 г. все газеты поместили сообщения о его свадьбе. Летом он отпейского национального фонда в Вене. Глава фонда был его другом.
К 1925 году он посетил большинство сионистских конгрессов в различных городах Европы, отправил пожертвование на открытие Еврейского университета в Иерусалиме. Но специфический облик Гутмана и его богемная репутация привели к тому, что пражские сионисты потребовали, чтобы он не появлялся на сионистских мероприятиях, поскольку это превращало их в посмешище. Он предпочитал посещать сионистские организации в Словакии и традиционные еврейские общины Подкарпатской Руси. Он стал больше заниматься живописью.
Картины Гутмана нетрадиционны и не поддаются классификации, а потому вызывают беспокойство. По его поводу высказывались психиатры. Как художник он отказывался быть простым воспроизводителем действительности и отстаивал свое право на собственное творческое самовыражение. «Я полностью независим и счастлив, что избежал педантизма академического мира и могу жить и гневаться!».
После немецкой оккупации Чехословакии Гутман потерял мир, в котором он привык жить. Он мог пойти только в «еврейское» кафе Roxy на улице Длоуга, но большую часть времени проводил в одиночестве в своей крохотной комнатке, где газетные вырезки и фотографии напоминали ему о лучших временах. Его последние картины (1939-41) были основаны на этих воспоминаниях, все в ярких красках; За исключением нескольких более ранних изображений, это единственные, которые уцелели.
16 октября 1941 года Гутмана посадили в первый транспорт, который отправился из Праги в Лодзинское гетто. Там он стал совершенно апатичным и молчаливым, ничего не делал. Умер от голода в Лодзи 12 марта 1942 года.
После войны коммунисты пытались подавить память о Гутмане из-за его демонстративного сионизма и горячей поддержки демократии Масарика. Но не преуспели. Его картины выставлены в специальной галерее в Еврейском музее в Праге.