Штерн, Лина Соломоновна

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Участник: Karkaix
Лина Соломоновна Штерн
Портрет
Имя при рождении:

Либе-Лея Шоломовна

Род деятельности:

учёный-медик

Дата рождения:

26 июля 1875(1875-07-26)

Место рождения:

Лиепая, Латвия

Гражданство:

СССР

Дата смерти:

7 марта 1968(1968-03-07) (92 года)

Место смерти:

Москва

Награды и премии:

Сталинская премия (1943)

Лина Соломоновна Штерн (Либе-Лея Шоломовна Штерн, 1878, Либава, ныне Лиепая, Гробинский уезд Курляндской губернии, – 1968, Москва), физиолог, академик Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР (1944).

Содержание

Биографические сведения

В 1895 г. окончила гимназию, в 1898 г. поступила на медицинский факультет Женевского университета (окончила в 1903 г.). Вернулась в Россию и в 1903 г. сдала государственные экзамены при Московском университете для получения русского диплома врача.

В 1904 г. Штерн получила приглашение в Женевский университет (с 1906 г. — доцент кафедры физиологии, с 1917 г. — профессор физиологической химии; первая женщина-профессор в Женевском университете).

В 1924 г. А. Бах прислал ей официальное приглашение занять кафедру физиологии во 2-м Московском государственном университете (с 1930 г. — 2-й Московский медицинский институт). В марте 1925 г. Штерн приехала в Советский Союз; с 1925 г. по январь 1949 г. — заведующая кафедрой физиологии, одновременно (1929–48) — директор Института физиологии Наркомпроса РСФСР (впоследствии Академии наук СССР). В 1932 г. Штерн была избрана членом Германской академии естественных наук; с 1939 г. — академик АН СССР (первая женщина-академик в СССР). С 1944 г. действительный член Академии медицинских наук СССР.

Ведущее направление исследований Штерн — изучение химических и физико-химических основ физиологических процессов в организме человека и животных. Штерн показала, что постоянство состава и свойств непосредственной питательной среды органов и тканей является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности организма.

Как установила Штерн, переход веществ из крови в тканевую жидкость и из тканевой жидкости в кровь регулируется особыми механизмами, получившими, по ее предложению, название гисто-гематических барьеров. Среди гисто-гематических барьеров Штерн наиболее подробно изучила гемато-энцефалический барьер, то есть механизм, избирательно регулирующий обмен веществ между кровью и центральной нервной системой и осуществляющий защитную функцию организма. За труды по изучению гемато-энцефалического барьера Штерн была награждена в 1943 г. Сталинской премией.

Работы Штерн имели огромное практическое значение. Так, под руководством Штерн был разработан электроимпульсный метод прекращения фибрилляции желудочков сердца и создана первая установка для электротерапии сердца. Была разработана методика лечения травматического шока, которая широко использовалась в военных госпиталях во время Второй мировой войны. Солдатам с травмами и ранениями головы она назначала инъекции через черепную коробку.

В 1947 г. Штерн предложила эффективный метод лечения туберкулезного менингита введением в спинно-мозговую жидкость стрептомицина, который был открыт в США во время Второй мировой войны: она была первым врачом, который лечил туберкулезный менингит внутричерепной инъекцией антибиотика. Штерн была одним из создателей и главным редактором (1935–49) журнала «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины».

Штерн всегда нетерпимо относилась к фашизму и позволяла себе критические замечания относительно улучшения отношений между Советским Союзом и Германией (пакт о ненападении 1939 г.). Весной 1942 г. Штерн была избрана в президиум Еврейского антифашистского комитета.

Штерн был по убеждениям интернационалистом и не мог поверить, что антиеврейская дискриминация допускалась, не говоря уже о том, чтобы поощряться или инициироваться советским руководством. В 1943 г. Штерн в резкой форме выступала против усиления антисемитизма в Советском Союзе; так, во время беседы с членом Политбюро, секретарем ЦК ВКП(б) Г. Маленковым заявила, что кампания гонений на евреев — «дело вражеской руки, и, возможно, даже в аппарате ЦК завелись люди, которые дают такие указания».

В 1943 г. она получила указание уволить двух сотрудников-евреев из числа сотрудников «Бюллетеня экспериментальной биологии и медицины», главным редактором которого она была. Требуя объяснений, Штерн получила ответ, что постановлением ЦК предусмотрено сокращение числа евреев в редакции, а также на руководящих и других должностях в медицине.

В знак протеста она написала Сталину, утверждая, что антиеврейская политика более характерна для врага страны. Хотя секретарь ЦК Георгий Маленков уверял Штерн, что редакция ее журнала останется нетронутой указом, её обращение к Сталину впоследствии использовалось как доказательство ее еврейского «буржуазного национализма».

Как женщина-академик и ученый с мировым именем, обладающая широкими связями в международном научном сообществе, Штерн была назначена секретарем ЦК, председателем Совинформбюро Александром Щербаковым в четыре из пяти антифашистских комитетов, созданных в конце 1941 — начале 1942 гг. комитеты советских ученых, женщин и молодежи и Еврейский антифашистский комитет (ЕАК).

Она действительно с самого начала войны активно занималась социально-политическими вопросами, в частности, в отношении равных прав женщин-профессионалов. Однако ей не разрешалось вести прямую переписку с иностранными учеными, она была обязана направлять всю корреспонденцию через Академию наук.

В 1947 году Штерн не разрешили поехать на научную конференцию в Швейцарию. В следующем году ее начали публично дискредитировать. В статье, а затем и в книге была опорочена её научная деятельность, а возглавляемый ею институт был реорганизован и переведен в Ленинград, что равносильно его ликвидации.

После её откровенного выступления на заседании Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, утвердившем сталинского «материалиста», «прогрессивного» и «патриотичного» протеже агробиолога Трофима Лысенко как гения советской науки, её научные концепции были осуждены на конференции в октябре 1948 года; ее также обвинили в «космополитизме».

28 января 1949 г., во время антисемитской кампании в Советском Союзе, Штерн была арестована вместе с 14 другими членами президиума и сотрудниками Еврейского антифашистского комитета. Штерн проявила немалое мужество во время допросов, которым ее подвергали, и снова на процессе комитета (8 мая – 18 июля 1952 г.), где она утверждала свою невиновность и подчеркивала бесчеловечность процесса допроса и абсурдность выдвинутых против нее обвинений.

Она единственная из обвиняемых, не приговоренная к смертной казни, получила три с половиной года исправительно-трудового лагеря (с учетом предварительного заключения) и еще пять лет ссылки «в отдаленную местность» по постановлению министра госбезопасности, утвержденному Политбюро более чем за месяц до открытия процесса. В последующие годы она утверждала, что никогда не понимала характера обвинений, выдвинутых против нее лично и против ЕАК в целом. Ссылку отбывала в Джамбуле (Карагандинская область, Казахстан).

По амнистии в 1953 году Штерн вернулся в Москву и впоследствии был полностью реабилитирован и восстановлен в рядах Коммунистической партии. С 1954 по 1968 год она стала заведующей научно-исследовательской лабораторией и заведовала отделом в Институте биофизики АН, продолжая свою научную работу над барьерными механизмами в организме человека до конца ее жизни в 1968 году.

Труды Штерн:

  • «Дыхательные ферменты» (в книге под редакцией К. Оппенгеймера и Р. Куна «Ферменты. Руководство по химическим, физическим и биологическим ферментам», перевод с немецкого, М.—Л., 1932),
  • «Гемато-энцефалический барьер» (М.—Л., 1935, совместно с др. авторами),
  • «Непосредственная питательная среда органов и тканей, физиологические механизмы, определяющие ее состав и свойства. Избранные труды» (М., 1960).

Библиография

Источник информации — РНБ|Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725 — 1998):

  1. Гемато-энцифалический барьер. Сборник работ Л. С. Штерн и сотрудников. Отв. ред. проф. Л. С. Штерн. 33 рис. в тексте / М.—Л., Биомедгиз, 16 тип. треста "Полиграфкнига" в Мск., 1935. — 544 с. — 3200 экз.[1]
  2. Гисто-гематические барьеры. Труды совещания 25—26 мая 1960 г. Москва [Ред. коллегия: акад. Л. С. Штерн (отв. ред.) и др.] / — М., Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — 406 с. — 1400 экз.[2]
  3. Гисто-гематические барьеры и ионизирующая радиация. (Сборник работ. Лаборатория физиалогии). [Отв. ред. акад. Л. С. Штерн]. / — М. Изд-во Акад. Наук СССР, 1963. — 216 с. — 2000 экз.[3]
  4. Защитные барьеры человеческого организма. [Для старш. возраста] / М.—Л., изд. и ф-ка дет. книги Детгиза в Мск., 1947. — 39 с. — 50000 экз.[4]
  5. Значение постоянства питательной среды органов и тканей для жизни и деятельности животного организма (стр. 397—418) / Юбилейный сборник, посвященный тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции. М.—Л., Изд-во Акад. наук СССР[5], [6],
  6. К вопросу о лечении шока методом непосредственного воздействия на вегетативные нервные центры / — М., Медгиз, 1942. — 12 с.[7]
  7. К методу непоредственного действия химическими агентами на центральную нервную систему / Л. С. Штерн, И. А. Черешнев, М. М. Громаковская и Л. Е. Каплан. Из Науч.-исслед. ин-та физиалогии (дир. — акад. Л. С. Штерн) Акад. наук СССР. Москва. (Из: "Бюллетень эксперимантальной биологии и медицины. 1940. Т. 9. Вып. 4". Стр.200-202[8]
  8. Непосредственная питательная среда органов и тканей. Физиологические механизмы, определяющие ее состав и свойства. Избр. труды. [Предисл. чл.-корр. Ан СССР проф. Н. И. Грещенкова] / — М., Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 550 с. — 1800 экз.[9]
  9. Непосредственное воздействие на нервные центры. Труды 2-й Конференции 8 — 10 янв. 1947 г. [Под ред. Л. С. Штерн и Г. Н. Кассиль]. / — М. Акад. наук СССР, тип. "Печат. двор" в Лгр.; 1-я тип. Транмжелдориздата в Мск., 1948. — 315 с. — 3000 экз.[10]
  10. Основные причины преждевренного старения и смерти и возможность борьбы с ними. Лекция, прочитанная 16-го ноября 1940 г. в Лгр. / [М.], Госполитиздат, 1941. — 28 с. — 100000 экз.[11]
  11. Проблемы биологии и медицины. Сборник, посвященный 30-летию науч., педагогич. и обществ. деятельности засл. деятеля наук Лины Соломоновны Штерн / [М.], 1935.[12]
  12. Проблемы гисто-гематических барьеров. [Труды совещания. 23 — 26 окт. 1963 г. Отв. ред. акад. Л. С. Штерн]. / — М., "Наука", 1965. — 331 с. — 2700 экз.[13]
  13. Физиология и патология гисто-гематических барьеров. [Сборник статей. Отв. ред. акад. Л. С. Штерн] / — М.,"Наука", 1968. — 431 с. — 1700 экз.[14]

Примечания

Литература

  • В.Б. Малкин, “Трудные годы Лины Штерн” в "Трагические судьбы: репресированные учёные Академии наук СССР" под ред. В.А. Куманева, стр. 156–181 (Москва, 1995);
  • Iakov L’vovich Rapoport, The Doctors’ Plot of 1953 (Cambridge, Mass., 1991), pp. 234–253;
  • Shimon Redlich, War, Holocaust and Stalinism (Luxembourg, 1995);
  • Joshua Rubenstein and Vladimir P. Naumov, eds., Stalin’s Secret Pogrom, trans. Laura Esther Wolfson (New Haven, 2001), pp. 1–64, 400–416, and 429–430.

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШТЕРН Лина Соломоновна в ЭЕЭ