Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») в 19 в.

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья


Файл:Perushim Jerusalem seal (19th-cent.).jpg
Печать иерусалимской общины Прушим в 19 в.

Алия учеников Виленского Гаона («Прушим») – волна репатриации групп ашкеназских евреев, прибывших в Страну Израиля из Литвы в первой половине XIX века, и их потомки. Эта алия включала в себя вначале несколько сотен репатриантов, среди которых были молодые семьи, прибывшие в Страну Израиля тремя большими партиями.

Эта алия была связана с идеями Виленского Гаона о восстановлении еврейского присутствия в Стране Израиля. Репатрианты этой волны и их потомки получили в среде "Старого ишува" прозвище "Прушим" ("отделившиеся"), т.к. они не хотели интегрироваться с прибывшими ранее в Страну ашкеназскими хасидскими группами (ввиду противодействия литовских евреев хасидизму).


Содержание

Волны алии. В Тверии и Цфате

Первой волной[1] репатриантов была группа под руководством Менахема Мендла из Шклова, она прибыла в Хайфу 8 элуля 5568 (1808) года.

Около двух месяцев они жили в Тверии, откуда перебрались на постоянное жительство в Цфат, чтобы избежать трений с хасидами, приехавшими сюда примерно за тридцать лет до них и обосновавшимися в Тверии. Но и в Цфате им не удалось влиться в местную ашкеназскую общину, которая была в большинстве своем хасидской.

Вследствие этого возникла необходимость в создании еще одной ашкеназской общины, для чего ускорили репатриацию инициаторов этой алии. Тогда, во второй волне, в начале лета 1809 года, прибыла еще одна партия репатриантов во главе с равом Саадьей из Шклова.

Третья группа, прибывшая в Страну Израиля в месяце тишрей 5570 (1809) года под руководством рава Хаима Каца и рава Исраэля из Шклова, присоединилась к новой общине Цфата. Рав Кац исполнял де-факто обязанности раввина общины, а рав Исраэль стал одним из выдающихся ее лидеров.


Проблемы жизни в Иерусалиме

В 1816 году, по прошествии нескольких лет, рав Менахем Мендл с группой репатриантов оставил Цфат и перебрался в Иерусалим, где возродил ашкеназскую общину. Вначале члены общины опасались открыто называть себя ашкеназами, в том числе из-за долгов, оставленных репатриантами из алии рабби Йеhуды hа-Хасида в 1700 году. Они вынуждены были изменить свою одежду и манеру поведения на людях, чтобы не отличаться внешне от представителей сефардской общины. Некоторые даже сменили фамилии, как например семья Басан (бывшие Башес). Лишь существенно позже репатрианты уладили этот вопрос и получили возможность открыто селиться в городе.

Ученики Виленского Гаона, основали первый в Иерусалиме ашкеназский колель, "Колель Прушим", который назывался также "Колель Вильно[2]. На протяжении следующих десятилетий XIX века репатриировались многие дополнительные семьи из Литвы, которые влились в ашкеназскую общину Цфата и Иерусалима.


Переезд в Иерусалим

Файл:Hurva22.jpg
Синагога Хурва возвышается в панораме Старого Города Иерусалима. Начало XIX века

Общиной Цфата руководил рав Исраэль из Шклова. В те дни ишув Цфата сильно страдал от многих бедствий, сильно ослабивших его. После восстания феллахов (1834) и землетрясения (1837), в котором погибли более двух тысяч человек, остатки Прушим, во главе с рабби Исраэлем, переселились из Цфата в Иерусалим.

(За год до этого, в 1836 году Авраhам Шломо Залман Цореф, при поддержке российского и австрийского консулов, добился фирмана (королевского указа) от султана Мухаммеда Али Паши, правителя Египта (который в то время контролировал также Страну Израиля) позволявшего ашкеназским евреям селиться в Иерусалиме и запретившего требовать от них возмещения долгов ранее живших в Иерусалиме ашкеназских евреев. )

В тот же 1837 год была освящена синагога Прушим, "Менахем Цион" ("Утешение Сиона"), на месте развалин двора рабби Йеhуды hаХасида. По прошествии еще двух лет была построена синагога "Суккат Шалом" рабби Йешайя Бардеки, зятя рабби Исраэля из Шклова.


Попытки основания сельскохозяйственного поселения

В 1839 году Мордехай Саломон вместе со своим сефардским партнером арендовали участок земли в арабской деревне Аль-Мансура и построили на нем сельскохозяйственную ферму (Исраэль Барталь. "Поселенческая программа" в дни второго визита Монтефьори в Страну Израиля (1839). – "Шалем", ч.2, 5736 (1976), стр.231–296). (Поблизости этого места впоследствии был основан поселок Мазкерет Батья - Экрон).

На основе этого опыта Мордехай Саломон составил доклад с приложением детального плана постройки сельскохозяйственного поселка в Стране Израиля. Этот доклад он представил сэру Моше Монтефьори, во время его очередного посещения Иерусалима. Саломон просил у Монтефьори помощи в реализации программы поселения, в основном через получение разрешения от Ибрагима Паши из Египта, правившего Страной Израиля в те годы, а также в обеспечении вооруженной охраны от грабителей. Эта программа не была реализована.

Общинный состав еврейского населения Иерусалима в 1876–1913гг

Общинный состав еврейского населения Иерусалима в 1876–1913гг был следующим[3] (оценочные данные):

1800 1876 1891 1901 1909 1913
сефарды 2,250 7,200 7,300 7,900 6,000 19,000
ашкеназы вкл. в сефардов 6,600 13,574 15,180 27,170 32,918
магрибские - - 2,280 2,420 1,500 1,987
грузинские - - 600 670 1,000 476
бухарские - - 500 530 500 917
йеменские - - 1,068 1,288 3,000 2,874
персидские - - - 230 1,200 вкл.в сефардов
всего 2,250 13,920 25,302 28,218 40,370 58,390



















Дальнейшая история общины

В 1840 году иерусалимская община Прушим пригласила рабби Моше Ривлина из Шклова стать ее раввином, совместно с рабби Йешайа Бардеки.

После смерти Моше Ривлина в 1846 году раввином общины был назначен рабби Йосеф Зондель из Саланта, а его зять, рабби Шмуэль Салант был назначен председателем общинного суда.

После смерти рабби Йосефа Зонделя в 1864 году рабби Шмуэль Салант был негласно признан раввином общины и раввином всего Иерусалима. В этой должности он пробыл около 45 лет, до своей смерти в 1909 году. В этот период община Прушим значительно укрепилась в городе, ее авторитет стал доминировать над местными хасидскми общинами, которые также подчинились ей.

Еще одной значительной личностью иерусалимской общины Прушим, в период нахождения р.Саланта в должности ее раввина, был рав Йеоhшуа Лейб Зисикин, которого называли "рав из Бриска". Несмотря на то, что он не занимал никакой официальной должности, он был весьма важной фигурой в городе и его двор проводил наиболее крайнюю политику среди Прушим. Рав из Бриска и его последователи вели решительную борьбу с проникновением западного влияния в Иерусалиме, против всяческих изменений традиционного жизненного уклада, в особенности в распорядке учебных заведений, против сионизма и против "нового ишува". Эта борьба выливалась в горячие споры, отлучения и бойкоты. Достижения репатриантов. Несмотря на громадные трудности, репатрианты достигли значительных успехов в Иерусалиме и в Стране Израиля в целом. Они приняли большое участие в обустройстве еврейского ишува в Старом Городе Иерусалима, а также в основании кварталов за пределами крепостных стен, в Новом Городе, в закладке больницы "Бикур Холим" (1857 год), учебных заведений (таких как Талмуд Тора "Эц Хаим"). Прушим и их потомки приняли участие в покупке земли в Нэби Самуэль, Петах Тикве (1877), в основании поселений Гай Они, Моца и Петах Тиква.


Мессианские идеи

В среде исследователей уже несколько десятилетий ведется спор о побудительных мотивах данной волны репатриации и о значении ее достижений.

Историк доктор Арье Моргенштерн, много занимавшийся исследованием этой алии, утверждает, что посредством ее мессианских идей и ее деятельности в еврейском ишуве Страны Израиля, возникло стремление ускорить Шаги Избавления ("Паамей hа-Геула"). Это утверждение основывается на письмах самих репатриантов, называющих свою группу «краеугольным камнем Собирания Изгнанников» ("Киббуц Галуйот"), и началом процесса Избавления посредством личных инициативных действий, называемых "итарута де-ла-тата" (арамейск. "Пробуждение Снизу"), для того, чтобы привести к восстановлению Шхины из пепла через постройку Иерусалима[4].

Моргенштерн видит в них инициаторов в различных областях культуры и экономики. Ученики Виленского Гаона прибыли в Страну Израиля совсем не по причине антисемитизма или преследований, а ввиду своей позитивной идеологии, знаменем которой было Возвращение в Сион.

Д-р Рафаэль Шохат и проф.Йеhуда Либес, специалисты в этой области, также поддерживают главные положения д-ра Моргенштерна относительно мотивации Избавления и Мессианства, на которой базировалась эта алия. Среди них.

В противовес им, профессор Исраэль Барталь видит в этой волне репатриации религиозную алию, участники которой стремились создать в Стране Израиля общину учеников, занимающихся исключительно изучением Торы. Он обосновывает эту позицию самоопределением этих репатриантов как стремящихся "соединить божественность четкого закона (hалахи) с божественностью Святой и Чистой Земли" (Й.Барталь. Галут в Израиле, стр.52). Его позицию поддерживают проф.Яаков Барнаи и проф.Имануэль Аткес. Кроме того, он утверждает, что нет источников, доказывающих, что ученики Виленского Гаона стремились исполнить завещание своего великого Учителя[5].


См.также


Источники для статьи

Дополнительная литература

Источники

  • Исраэль из Шклова. Первый ишув Прушим в Стране Израиля, 1808–1826гг. и Страдания Земли Израиля, 1813–1836гг. В книге: Воспоминания Земли Израиля. Под ред. Авраhама Яари. – Тель-Авив, издательство "Масада", 1947
  • Х.Г.Ривлин. Пророчество Сиона. – Иерусалим, 5762 (2002)
  • Элазар Горовиц. Учреждение основы. (מוסד היסוד). – Иерусалим, 5760 (2000)

Исследования

Дополнительные ссылки

Сноски

  1. Одиночки из литваков репатриировались и ранее, среди них дед р.Исраэля из Шклова, рабби Азриэль из Шклова, репатриировался в Страну Израиля в 1772 году; рабби Шломо из Тульчина, из ведущих учеников Виленского Гаона, который репатриировался еще при жизни своего учителя, в 1794 году.
  2. Йеhошуа Бен Арье. Введение. – Из книги: Ремесло и искусство в Стране Израиля в XIX веке. – Иерусалим, изд-во Музея Израиля, 1979, стр.9–10
  3. Йеhошуа Бен Арье, Введение. – Там же, стр.10; Город в зеркале эпохи. Ч.2 – Иерусалим: изд-во Института Бен Цви, 1979, стр.631
  4. Арье Моргенштерн. Мессианство и еврейский ишув в Стране Израиля. Стр.133–161
  5. Исраэль Барталь, «"Тора – их профессия" или "пионеры сионизма". Два подхода к исследованию волн репатриации учеников Виленского Гаона». – В книге под ред.Исраля Розенсона и Йосефа Ривлина "Ученики Виленского Гаона в Израиле: история – мысль – реальность". – Иерусалим: изд-во "Михлелет Эфрата" 2011, стр.2–17