Внутреннее положение Израиля перед войной Судного дня

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Содержание

Экономические процессы

После Шестидневной войны наблюдался экономический подъём; значительно вырос совокупный национальный продукт (GNP) и занятость.

Значительные средства вкладывались в строительство оборонительных сооружений в Синае, на Голанских высотах и в долине Иордана.

Общественное строительство сосредоточилось главным образом в Иерусалиме, который правительство стремилось окружить кольцом еврейских районов. За 8 лет (с 1967 г. по 1975 г.) еврейское население Иерусалима выросло на 45%.

Экономика Израиля привлекала большое число рабочих-арабов с контролируемых территорий. В 1974 г. их число достигло приблизительно 70 тыс. Около половины было занято в строительстве, а остальные — в сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. Арабы работали даже в кооперативных сельскохозяйственных поселениях, принципиально отвергавших использование наемного труда. Это способствовало изменению облика израильского общества.

Экономическому подъему сопутствовал рост числа забастовок; стали применяться так называемые санкции (частичные забастовки). И. Бен-Ахарон, генеральный секретарь Ѓистадрута (1969–73), подверг резкой критике экономическую политику партии Мапай, способствовавшую росту социального неравенства. Он поощрял борьбу за повышение заработной платы и улучшение условий труда.

Эта борьба вышла из-под контроля Ѓистадрута. Наиболее успешными были забастовки, которые могла парализовать, жизненно важные для государства и экономики службы, например, морской порт в Ашдоде или аэропорт в Лоде. Увеличился разрыв в оплате различных групп трудящихся; усилилась тенденция к переходу рабочей силы из сферы производства в сферу услуг.

Алия 1960-х гг. и отношения между разными общинами

Национальное пробуждение евреев всего мира, в том числе евреев Советского Союза, вызванное Шестидневной войной, привело к увеличению алии и уменьшению эмиграции из страны. Алия носила иной характер, чем в предшествовавшие 20 лет. Если в прошлом большинство олим составляли выходцы из стран Азии и Африки (55%), то в третье десятилетие существования государства 80% общего числа олим (345 тыс.) составляли выходцы из стран Европы и Америки. С начала 1970-х гг. главным источником алии стал Советский Союз, разрешивший выезд многих евреев в рамках воссоединения семей. Значительно увеличилась также алия из Южно-Африканской Республики и Аргентины. Изменился и профессиональный состав репатриантов: число лиц с высшим образованием и представителей свободных профессий достигало среди них 50%. Олим, прибывшим в страну после 1967 г., предоставлялись на первых порах различные льготы, условия их абсорбции были значительно лучше тех, с которыми столкнулись их предшественники. Это объясняется как наличием больших средств в руках Еврейского агентства и государственных органов, ведающих абсорбцией олим, так и меньшими размерами алии. Кроме того, существовало стремление устранить значительные материальные трудности, с которыми связана алия из стран с высоким уровнем жизни и репатриация лиц с высшим образованием из Советского Союза.

Многим прибывшим в страну до 1967 г. эти льготы для новоприбывших казались проявлением дискриминации выходцев из стран Востока. Это затрудняло интеграцию многих новоприбывших, а иногда и способствовало сокращению алии, в частности из США (см. Государство Израиль. Алия; Абсорбция). Социально-экономический разрыв между выходцами из европейских и мусульманских стран сократился. Увеличилось число обучающихся в высших учебных заведениях детей выходцев из стран Востока, а также число представителей этих общин, занимающих ответственные посты в государственном аппарате, Гистадруте, судебных органах и т. д. Повышение социального статуса выходцев из стран Азии и Африки повлекло за собой изменение отношения к культурному наследию «восточных общин», которое стало изучаться в рамках специальных институтов и университетов. Организовывались выставки, посвященные искусству, быту и фольклору отдельных общин, поощрялось развитие их традиционной музыки, отмечались традиционные праздники восточного еврейства (см. Мимуна). Выросло поколение писателей и поэтов, выходцев из восточных общин; в их произведениях нашли выражение конфликт между традиционными ценностями этих общин и действительностью современного Израиля. Творчество этих поэтов и писателей стало неотъемлемой частью современной израильской культуры. Ряд мероприятий правительства в области народного образования (продление срока обязательного и бесплатного образования, введение промежуточной ступени в рамках общеобразовательной школы со смешанным контингентом учеников, реформа экзаменов на аттестат зрелости) преследовал цель сократить разрыв в уровне образования между различными группами населения. Вместе с тем, на смену упрощенным представлениям о желательности полного слияния различных общин и этнических групп (миззуг галуйот) пришло более реалистичное представление о будущем израильского общества, которое сохранит элементы плюрализма. Одним из самых радикальных проявлений недовольства выходцев из мусульманских стран своим социальным положением стало в конце 1960-х гг. движение «Черных пантер» (см. Государство Израиль. Политическая жизнь, партии).

Обострились также противоречия между религиозными и нерелигиозными группами. В течение многих лет в религиозных кругах проявлялось стремление к добровольной изоляции: к созданию особой системы образования, ортодоксальных районов и кварталов, отдельных общественных и спортивных организаций и даже особых условий военной службы. После Шестидневной войны наметилось усиление интереса к вопросам религии и традиции как среди уроженцев Израиля, так и среди олим, главным образом из США и из Советского Союза. Религиозная молодежь стала проявлять большую активность в общественной жизни. Известное распространение получили формы религиозной ортодоксии, чуждые, а иногда и враждебные сионизму. Среди религиозных сионистов получила распространение идеология движения за неделимый Эрец-Исраэль, интерпретированная в специфически религиозных понятиях «святости Страны Израиля» и религиозного долга ее заселения. Эти круги сыграли важную роль в создании поселений за «зеленой чертой».

Ввиду коалиционного характера израильского правительства, религиозные партии, несмотря на сокращение числа своих представителей в Кнесете, смогли усилить свое влияние и добиться принятия ряда законодательных актов, отражающих мнения религиозной ортодоксии по вопросам, касающимся компетенции раввинских судов, семейного права, ограничения абортов, аутопсии и диссекции и т. п.

После убийства ФАТХом израильских атлетов на Летней Олимпиаде в 1972 году в Мюнхене[1][2] израильские спецслужбы провели ответную операцию, уничтожив почти всех участников нападения.[3]

Общественно-политическая жизнь в конце 1960-х – середине 1970-х гг.

В 1960-х гг. изменился характер главных политических партий Израиля. Идеологический элемент, сыгравший важную роль в развитии различных течений сионизма, потерял былое значение в жизни политических партий Израиля, которые стали объединяться в крупные парламентские блоки. Основными политическими силами страны стали блок рабочих партий Маарах и правый блок Ликуд. Наметилась некоторая демократизация внутрипартийной жизни; борьба за лидерство приобрела открытый характер. но борьба за введение системы личных выборов по округам не увенчалась успехом. В 1975 г. был принят закон о персональных выборах мэров городов. На основе этого закона проходили выборы 1978 г. в органы местного самоуправления. Среди политических руководителей увеличилось число уроженцев страны, а также отставных офицеров Армии обороны Израиля.

Возросло значение средств массовой информации, характер которых изменился: уменьшилась роль партийной печати, некоторые газеты закрылись, зато увеличилось значение электронных средств информации (см. Электронные средства массовой коммуникации), в особенности телевидения, которое ведет с 1969 г. ежедневные передачи (см. также Государство Израиль. Экономика; Средства массовой информации).

Внутренняя политика в конце 1960-х – середине 1970-х гг

Правительство национального единства, сформированное в июне 1967 г., пользовалось более широкой поддержкой в Кнесете, чем все предшествовавшие правительства. В рамках этого правительства происходила борьба между М. Даяном, Л. Эшколом и И. Аллоном. Она продолжалась и после объединения возглавлявшихся ими партий в Израильскую партию труда (январь 1968 г.).

После смерти Л. Эшкола (26 февраля 1969 г.) его преемницей стала Г. Меир, во внешней политике придерживавшаяся жесткой линии, в формировании которой участвовали М. Даян, И. Аллон, И. Галили. Вместе с тем Г. Меир пользовалась поддержкой и сторонников умеренного направления, возглавляемых П. Сапиром. Мафдал поддерживал Г. Меир, так как она противилась сокращению полномочий ортодоксального раввината. За два месяца до образования правительства Г. Меир рабочие партии объединились в блок Маарах. На выборах в Кнесет 7-го созыва (октябрь 1969 г.) Маарах получил 56 мест. Блок Гахал сохранил свою силу (26 мандатов) несмотря на выход из него небольшой группировки Свободный центр во главе с Ш. Тамиром.

В октябре 1969 г. Г. Меир сформировала правительство на основе той же коалиции национального единства. Из 24 министров этого правительства шесть принадлежали к блоку Гахал. Гахал решительно выступил против инициативы У. Роджерса (см. выше). Выход Гахала из правительства (август 1970 г.) еще более обострил оппозицию отходу с каких-либо территорий Эрец-Исраэль. После смерти лидера партии Мафдал Х. М. Шапира (июль 1970 г.), придерживавшегося умеренной политической линии, в руководстве партии усилилось влияние «молодых», сторонников движения за неделимый Израиль (см. выше). В апреле 1973 г. Э. Кацир был избран президентом Государства Израиль. В сентябре 1973 г. по инициативе А. Шарона был образован блок Ликуд, в который вошли партии, объединенные ранее в блок Гахал, Свободный центр, Государственный список (члены Рафи, не вошедшие в Израильскую партию труда) и так называемое Рабочее движение неделимой Страны Израиля. Израильская партия труда включила в свою предвыборную программу «документ Галили», содержавший план создания поселений на контролируемых территориях, в том числе город Ямит в районе Рафаха. Строительство Ямита было завершено в 1974 г.


Примечания

Источники и ссылки

  • КЕЭ, том 3, кол. 340–377
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ в ЭЕЭ