Коэн, Морис Абрахам

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 20.04.2014
Морис (Мойше) Абрахам Коэн
Morris Abraham Cohen
Портрет
Морис Коэн с курсантами школы Вампу. Справа от него сидит Чан Кайши.
Род деятельности:

Бизнесмен

Дата рождения:

3 августа 1887(1887-08-03)

Место рождения:

Радзенов, Польша

Гражданство:

Канада

Дата смерти:

7 сентября 1970(1970-09-07) (83 года)

Место смерти:

Манчестер

Морис Абраhам Коэн (Мойше, Morris Abraham Cohen, 1887 - 1970) - советник вождя китайской революции Сунь Ятсена, генерал китайской армии. Известен под прозвищем "Коэн - две пушки".

Содержание

Ранние годы

Родился в польском местечке Радзенов в Мячинском воеводстве. В 1889 году семья переехала в Англию и поселилась в лондонском Ист-энде.

Его отец, Йосиф Лейб был портным. Было восемь детей, Морис был старшим.

Моррис поступил в бесплатную еврейскую школу, но вскоре сбился с пути. Он прогуливал и безобразничал. В восемь лет он мог отлупить двенадцатилетнего английского мальчишку, если тот его задевал. Его заметил селекционер профессиональных боксёров и заключил с ним контракт на выступления на ринге. Коэн заработал немного денег и сломанный нос.

К десяти годам он уже занимался мелким воровством, боксом за деньги, битьём окон по заказу бродячего стекольщика (который таким образом получал работу). Когда он попал в суд по делам несовершеннолетних, то указал дату рождения 1889 год, чтобы получить наказание полегче.

Его отправили в Промышленную школу Хайес - еврейскую колонию для малолетних преступников, которой управлял Исраэль Эллис, реформатор в сфере воспитания. Он там пробыл пять лет. В учебном плане была военная подготовка, некоторые ремесленные навыки и английская литература с заучиванием наизусть длинных отрывков из Шекспира, что тоже ему пригодилось.

В Канаде

В 1905 году он вернулся к семье, которой нечего было с ним делать. Его отправили к другу отца, у которого была ферма в канадской провинции Саскачеван. Другу отца он не понравился, и тот послал его к своему соседу. Один из работников этого соседа обучил Морриса стрелять из пистолета с обеих рук и играть в карты.

Следующие несколько лет он был профессиональным карточным игроком (это ремесло включало в себя умение защитить себя, не зовя полицию). В Канаде он познакомился с китайцами, прибывшими туда на заработки.

Однажды он защитил китайца, которого пытались ограбить. Это было настолько необычно для белого в то время, что о нём стали рассказывать в китайской общине Эдмонтона. Он стал у них авторитетным человеком, арбитром в спорах. Власти назначили его комиссаром по делам китайских рабочих.

Когда вождь китайских республиканцев Сунь Ятсен прибыл в Канаду собирать деньги и привлекать людей для своей организации, он услышал про Коэна. Сунь нанял его телохранителем и агентом по покупке оружия.

Когда Сунь Ятсен уехал в Китай, Коэн занялся торговлей недвижимостью. В западной Канаде был земельный бум, Коэн законно заработал хорошие деньги. Он съездил в Лондон, повидал семью, купил ей новый дом и вернулся в Канаду.

Первая мировая война

Он продолжал свой бизнес (не очень соблюдая законы). Когда началась Первая мировая война, он стал сержантом Канадского инженерного корпуса. Во Франции работали на строительстве стратегических объектов (прежде всего, железных дорог) тысячи китайцев. Коэн немного знал китайский язык, и его назначили начальником китайских рабочих.

Однажды он самовольно отлучился со службы, был разжалован, оштрафован и уволен из армии. Он вернулся в свою маклерскую контору в Канаде. Но бум кончился, и следующие два года он в основном занимался игрой в карты. Иногда проводил сделки "на шаг впереди закона".

Он продолжать поддерживать тесную связь с китайской общиной Эдмонтона, которую представлял в её отношениях с властями. Он стал членом партии доктора Сунь Ятсена (Гоминьдан) и членом тонга (китайской общинной структуры в заграничном городе) - единственным НЕкитайцем в обоих случаях. Поддерживал личный контакт с доктором Сунем.

В Китае

В 1922 году Северная строительная компания собралась строить железную дорогу в Китае, и ей нужен был человек для переговоров с китайцами. Наняли и послали Коэна. По прибытии он связался с Сунем и был нанят на должность начальника его личной охраны. Он получил звание полковника и стал обучать телохранителей Сунь Ятсена.

Служба Коэна успешно пресекла многие покушения на президента. В трёх случаях Коэн лично дрался с убийцами, однажды был ранен в правую руку. После этого он завёл себе второй пистолет - для левой руки, и всегда ходил с двумя, получив кличку "две пушки" (Two-Gun Cohen).

Морис Коэн (внизу справа, в белом костюме) с Сунь Ятсеном, его женой и Чан Кайши.

Некоторые источники утверждают, что служба безопасномти, которую Коэн наладил, занималась не только охраной руководителей республики, но и разведкой-контрразведкой. У Коэна работал переводчиком Моше Шварцберг, родом из России (сотрудник британского разведчика Сиднея Рейли), так что рабочим языком был идиш.

Он принимал участие в создании первого в Китае военного училища в посёлке Вампу. Тогда же он впервые встретился с Чжоу Эньлаем, будущим министром иностранных дел коммунистического правительства. Коэн сыграл существенную роль в избавлении от коммунистического эмиссара Бородина (Грузенберга), которому не доверял. Считается, что они разговаривали друг с другом на идише.

В 1929 и в 1931 году приезжал в Лондон. В 1931 году организовал поставку в Китай сотен грузовиков. В том же году был назначен командующим 19-й полевой армией в чине бригадного генерала (о чём сообщил американский журнал "Тайм"). Он воевал во главе этой армии с коммунистами и японцами.

Его деятельность в Китае продолжалась на всем протяжении 1930-х годов и в начале 1940-х годов. Он был очень предан Сунь Ятсену и никогда не мошенничал в рамках своей службы. Коэн провёл множество сложных секретных миссий по заданию Суня, а после его смерти - по заданию Чан Кайши.

Жена Суня Сун Кинлин стала другом Коэна на всю оставшуюся жизнь. Её сестра была женой Чан Кайши, а ещё одна сестра - женой самого богатого человека в Китае. Их брат Т.В. Сун был влиятельным членом правительства и долгое время партнёром Коэна во всех его делах.

В мае 1933 года неправительственная организация - Китайская лига по защите прав человека в Шанхае - организовала демонстрацию во главе с Сун Цинлин. Её заявление стало первым задокументированным протестом в Китае против антисемитской политики нацистов.[1]

В 1930-х он стал агентом по закупкам вооружений для Китая и был повышен в чине до генерала (1935). С каждой сделки он имел 4-5%, но не накопил денег, потому что был кутилой и устроителем вечеринок в Кантоне и Шанхае.

В плену у японцев

Когда японцы в 1941 году захватили Гонконг, Коэн был там и попал в плен. Они были особенно злы на него за разоблачение применения японской армией отравляющего газа в Манчжурии в 1936 году. Коэн не захотел бежать, потому что там же находилась Сун Кинлин, которую он не мог бросить.

Японцы его не узнали. Он назвался канадским бизнесменом.

Его посадили в лагерь Стэнли, где тяжко били. В 1942 году его вместе с группой европейских заключённых обменяли на каких-то важных японцев. Он вернулся в Канаду, потеряв в весе около 30 кг.

Послевоенные дипломатические дела

После войны он часто ездил в Англию навещать семью.

Он женился в Монреале на Джудит Кларк, но вскоре она с ним развелась с формулировкой "я не знала, что выхожу замуж за Китай": Коэна никогда не было дома.

Он был приглашён участвовать в учредительной конференции ООН в Сан-Франциско в 1945 году. Его позвала еврейская делегация во главе с раввином Исраэлем Гольдштейном, занимавшаяся защитой еврейских интересов в Палестине, чтобы попробовать получить поддержку китайской делегации.

Коэн прибыл и был горячо встречен китайским послом Ву и двумя самыми сильными финансистами Китая - Суном и Куном (братья соответственно вдовы Сунь Ятсена и второй жены Чан Кайши). Он показал Ву статью Сунь Ятсена в поддержку сионистского движения, написанную в 1924 году, и убедил помочь евреям. Китайская делегация проголосовала за статью 80 итогового документа, важную для еврейского ишува в Стране Израиля.

Вероятно, были и другие подобные случаи, о которых не сохранилось сведений.

Коэн и Израиль

В 1946 году по приглашению Бен-Гуриона приехал в Иерусалим для переговоров о поставке в Китай фосфатов с Мёртвого моря. Сделка не получилась, но контакт остался.

Однажды Коэн раздобыл план британской военно-морской базы в Сингапуре и предложил его отряду ЭЦЕЛ в Тель-Авиве . Идея была в том, чтобы достать две итальянские мини-подлодки и взорвать британские военные корабли. Это не было сделано.

В период перед провозглашением государства и во время Войны за независимость Коэн активно пытался помочь Ѓагане. В 1948 году он пришёл к консулу Израиля в Гонконге Моше Ювалю и спросил, не нужны ли в Израиле генералы. Получил вежливый отказ.

Однажды Коэн узнал по своим каналам в Канаде, что 200 самолётов «Москито» ещё заскладированы в ящиках. Он пошёл в министерство обороны Канады с Сиднеем Шулемсоном, самым знаменитым канадским лётчиком-евреем во время Второй мировой войны. Он хотел эти самолёты для Израиля. Канада была согласна.

Некоторые источники утверждают, что это дело не состоялось. Но в Израиле известно, что самолёты были получены (официально продажа была оформлена как поставка в Китай).[2] Возможно, Коэну об этом не рассказали.

Коэн был в Израиле в 1966 году, имел дело с МИДом. Бен-Гурион попросил его убедить китайское руководство перестать снабжать террористов пластиковыми минами нажимного действия, которые разбрасывали вокруг школ и детских садов. Он встретился в Женеве со своим старым знакомым Чжоу Эньлаем и как-то так устроил, что этих мин вскоре не стало.

Отношения Коэна с китайским руководством

Коэн предельно высоко ценил Сунь Ятсена и его вдову, а Чан Кайши считал куда менее подходящим для руководства Китаем. Однажды, давая интервью нью-йоркскому телеканалу, он получил вопрос о Чан Кайши. Ответить по-английски то, что он думает, было нельзя, чтобы не испортить отношения, поэтому он сказал одно слово: «тухес»[3] (в расчёте, что половина зрителей этого канала поймёт).

Коммунизм он считал несовместимым с китайской культурой, но думал, что коммунисты успешно решили в Китае проблему нищеты. Он был лично знаком с Мао Цзедуном и был единственным европейцем, приглашённым на трибуну во время празднования столетия Сунь Ятсена.

Он был среди немногих людей, которые могли ездить и в коммунистический Китай, и на Тайвань и быть принятыми одинаково хорошо.

Конец жизни

Коэн жил в доме своей сестры в Манчестере. Занимался продажей в Китай авиационных двигателей компании Роллс-Ройс.

Скоропостижно скончался в 1970 году, похоронен на еврейском кладбище в Солфорде.

На похоронах были представители и континентального Китая, и Тайваня. На памятнике надписи на английском, иврите и китайском. Китайская надпись - гравировка факсимиле текста, написанного лично госпожой Сун и присланного через китайское посольство в Лондоне.

См. также

Литература

  • Charles Drage, The Life and Times of General Two-Gun Cohen (1954);
  • Daniel S. Levy, Two-Gun Cohen: A Biography (1997).

Сноски

  1. Г. Рейхман В Израиле и в Китае помнят о китайских Праведниках
  2. סידני סיימון (סיד) שולמסון
  3. טוכעת (идиш) — жопа.

Источники