Амалекитяне

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Аарон и Хур поднимают руки Моисея во время сражения с амалекитянами. Исх. 17: 8-13. Деталь меноры работы Б. Элканы (1956), установленной возле здания Кнесета в Иерусалиме.

Амалекитяне (עֲמָלֵק, амалек) — племя кочевников, обитавшее в Негеве и рядом с ним.

Содержание

Основное значение в истории

Амаликитяне враждовали с Израилем со времен скитания в пустыне вплоть до начального периода царства. Слово «амалек» стало именем нарицательным, служившим для обозначения злейших врагов еврейского народа.

Первое столкновение с Израилем

Амалекитяне были первыми врагами, с которыми Израиль столкнулся после перехода через Красное море. Амалекитяне напали на израильтян у Рефидима, в северной части Синайского полуострова. Согласно Торе (Исх 17:6,7,8-16; 18:5), это место находится недалеко от Хорева. Если места, названные в тексте Маса и Мерива (Исх 17:7), находятся около Кадеш-Барнеа или совпадают с ним (Чис 20:1-14, 24; Иез 47:19), то битва велась в северной части Синайского полуострова.

Книга Исход сообщает, что Йеhошуа бин Нун сражался против амалекитян, вдохновляемый Моше, которому помогали Аhарон и Хур, и победил их, хотя амалекитяне и не были уничтожены полностью. Моше записал повеление Бога помнить о зле, причинённом Израилю Амалеком и «стереть память о нём», то есть бороться с этим народом до его полного уничтожения (Втор 25:12-19).

В память о победе над амалекитянами Моше построил жертвенник и назвал его Адонай-ниси (Господь — знамя мое), ибо, сказал он, «брань у Господа против Амалека из рода в род» (Исх. 17:15-16). Когда израильтяне, вопреки запрету Моше, решили силой прорваться в Ханаан и дерзнули «подняться на вершину горы» (Чис. 14:44,45), они были разбиты амалекитянами и ханаанеями в южной оконечности страны. Возможно, что в основе этого предания лежит действительно имевшая место попытка Израиля вступить в землю Ханаана со стороны Негева и Иудейских гор и это поражение заставило израильтян пойти кружным путем.

Войны эпохи Судей

В эпоху Судей амалекитяне вместе с другими племенами неоднократно нападали на израильтян. Вместе с аммонитянами и моавитянами амалекитяне захватили у Израиля «город пальм» — по-видимому, Иерихон (Суд 3:12,13).

Сражение израильтян с амалекитянами (Исх.17:8-13). Иллюстрация из книги «Библейские образы». Гаага, 1728.

Амалекитяне и племена Востока присоединились к набегам мидианитов на израильтян во времена Гидона и, несомненно, участвовали в уничтожении урожая (Суд 6:1-7). Амалекитяне участвовали в битвах в Изреельской долине и, возможно, также в долине Иордана. Хотя евреи победили в этих войнах, основная территория амалекитян в Негеве не была поражена.

Победа Саула

Решающее столкновение израильтян с амалекитянами произошло во времена первого царя Израиля, Саула. Согласно ТАНАХу, война началась в результате божественного повеления Саулу через Шмуэля поразить Амалека и уничтожить его вместе с детьми и скотом (I Сам. 15:3). Шмуэль кратко напомнил царю о повелении, записанном в Торе — уничтожить амалекитян за то, что они сделали евреям при исходе из Египта.

В повествовании о войнах Саула про эту войну написано особо: «поразил Амалека, и освободил Израиль из рук тех, кто разграбил его» (I Сам 14:48). То есть в тот момент современное положение было для Израиля более актуально, чем воспоминания об Исходе. Из фразы «поразил Амалека от Хавилы до окрестностей Шура, что перед Египтом» (I Сам. 15:7) можно сделать вывод, что Саул захватил укреплённый лагерь врагов, служивший центром всей их военной активности. Упоминание о «вади Египта» (см. Чис 34:5; ЙбН. 15:4; Иез 47:19) и «водах Мериват-Кадеш» даёт локализацию местонахождения этого лагеря в районе Кадеш-Барнеа, там же, где происходили битвы с амалекитянами во времена Исхода.

Это не означало захвата упомянутой территории (до границ Египта и Аравии), а скорее её очистку от врагов-кочевников. Эта же территоря упоминается как ареал кочевья потомков Ишмаэля: «С Хавилы до Сура, что находится к востоку от Египта» (Быт 25:18). Степень поражения амалекитян была предсказана в пророчестве, которое Бог заставил произнести Билама: «Их (то есть Израиля) царь поднимется выше Агага, их царство возвысится» (Чис 24:7).

На амалекитян было наложено заклятие — херем, требующее полного уничтожения и принесения всего имущества в жертву Богу. Саул вступил в спор с Шмуэлем о степени применения херема. Он оставил себе лучших животных и не стал убивать царя (вождя) амалекитян Агага. Его убил лично Шмуэль.

Саул не уничтожил амалекитян полностью. Часть их ушла и продолжила нападения на еврейские и другие земли. В конце правления Саула они нападали на Негев, владения херетеев, удел Йеhуды и город Зиклаг, который царь Гата Ахиш дал для поселения Давиду (I Сам. 30:14).

Давид также одержал победу над амалекитянами, и с тех пор они перестали играть сколько-нибудь значительную роль в этом районе.

Последние упоминания об амалекитянах

В I Хроник 4:42,43 содержится некий фрагмент информации об остатках амалекитян. Там говорится, что часть колена Шимона пошла к горе Сеир, перебила оставшихся там амалекитян и поселилась на их месте. Неизвестно точно, где была эта гора. По намёку в I Хроник 4:41 можно сделать вывод, что это произошло во времена царя Хизкияhу (8 в. до н. э.).

Территория и происхождение амалекитян

Согласно ТАНАХу, первопредком амалекитян был внук Исава Амалек бен Элифаз, сын наложницы Элифаза Тимны (Быт 36:12).

Возможно, что область, в которой кочевали амалекитяне, простиралась от западного Негева в Заиорданье до окрестностей Моава или Аммона. Некоторые учёные полагают, что существовал амалекитянский анклав на севере, рядом с наделом колена Эфраима. Если порядок перечисления народовв песне Билама (Чис. 24:18,20) отражает их географическое расположение, то можно предположить, что земли амалекитян находились возле Эдома.

Имя Амалек не упоминается в сочинениях вне Библии. Делаются попытки отождествить их с «амау» или «шасу» египетских источников, но эта гипотеза пока не имеет сильных позиций.

Следы амалекитян в еврейском народе

Часть амалекитян жила рядом с народом кенитов, которые в период Первого храма перешли к оседлому образу жизни (I Сам. 15:6) и постепенно растворились среди колена Йеhуды (I Хроник 2:55). Некоторые учёные считают, что эти кочевники-амалекитяне установили отношения патронажа над оседлыми кенитами, основывая такую точку зрения на (Судей 1:16). В нескольких рукописях Септуагинты написано «и они поселились с Амаликитянами» там, где в оригинале написано «и они поселились с народом». Не исключено, что после ухода амалекитян с исторической арены их остаток поселился среди кенитов.

Некоторые комментаторы толкуют фразу из песни Дворы, что «корень Эфраима в Амалеке» (Суд. 5:14). Это могло указывать как на географические факты соседства по территории (Суд. 12:15), так и указание на воинственность колена Эфраима по сравнению с коленом Биньямина. Невозможно предположить, что Двора объявляет членов колена Эфраима потомками народа, которому объявлена священная война на уничтожение.

Амалекитяне в Агаде

Амалек, «первый из народов» (Чис. 24:20), не имел никакого желания сражаться в одиночку против Израиля, а скорее хотел воевать с помощью многих народов (Мехильта, изд. Х. С. Горовица и И. А. Рабина (19602), 176; Иосиф Флавий, Иудейские древности, 3:40). Сначала эти народы боялись присоединиться к Амалека, но он убедил их, говоря: «Приходите, и я посоветую вам, что делать. Если они победить меня, вы убежите, а если нет, придёте и поможете мне против Израиля».

Моше назначил Йеhошуа бен Нуна командовать израильский армией не из-за собственной слабости или преклонных лет, а потому, что он хотел «тренировать Йеhошуа в войне» (Мехильта, 179; Мидраш Шемот Раба 26:3). После того как он победил Амалека, Йеhошуа воздержался от общепринятой практики надругательства над телами убитых и вместо «относился к ним с милосердием» (Мехильта, 181).

Война с Амалеком не закончилась его поражением, и израильтянам было приказано всегда помнить дела Амалека (Втор. 35:17). В раввинской литературе причины необычной вечной памяти Амалека следующие:

  1. Амалек — непримиримый враг, и запрещено по глупости проявлять милосердие к тому, кто целиком посвятил себя уничтожению Израиля (Песикта Раба 12:47). Кроме того, нападения Амалека на израильтян спровоцировали других делать то же самое. Все трагедии, постигшие Израиль, считаются прямым результатом враждебных действий Амалека (Песикта деРав Каhана 27).
  2. Повеление «помни» не обязывает нас вспоминать дурные поступки других людей, а скорее наши собственные. Поскольку «враг приходит только по причине греха и преступления» (там же).
  3. Стих «помни…» призван напомнить всем людям о «правиле, которое хорошо работает для всех поколений: что бич [орудие божьего гнева], который поражает Израиль, сам в конце будет поражён» (Мехильта, 181).

В ходе времени это библейское предписание настолько глубоко укоренилось в еврейской мысли, что многие важные враги Израиля были определены в качестве прямых потомков Амалека. Таким образом Агада таннаев I века до н. э. отождествляет Амалека с Римом (Бахер, Танн, 1 (19302), 146). Наиболее ярким примером является «Аман Агаги» из Книги Эстер (Эстер 3:1), который считается потомком амаликитянского царя Агага (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 11:209).

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья амалекитяне в ЭЕЭ