Могадор
Источник: | ||||||||||||
|
город
Эс-Сувейра
الصويرة
|
||||||||||||||
|
Могадор - прежнее название марокканского города Эс-Сувейра, в прошлом важного торгового порта страны.
Содержание |
Общие сведения о городе
Могадор, ныне известный как Эс-Сувейра - портовый город на Атлантическом океане на западе Марокко, на полпути между городами Сафи и Агадир.
Это место было занято финикийцами, а затем карфагенянами и упоминается в хрониках карфагенского исследователя Ганнона (V век до н.э.). Средневековые карты показывают его как Могадор, искаженное слово амазигов (берберов), означающее «безопасная стоянка».
Он стоит на полуострове на высоте 3–6 метров над уровнем моря и во время сильных приливов представляет собой почти островной город. Его гавань защищена прибрежными островками и скалистым мысом, но проход в неё узок и опасен.
Со средневековья до 17 века в окрестностях Могадора существовали заводы по переработке сахарного тростника, работа которых была остановлена во второй половине 18 века.
Город стал оживленным морским портом в 1765 году при алавитском султане Сиди Мухаммаде ибн Абдулле, который стремился превратить его в порт-конкурент Агадира и сделать его своим главным портом для международной торговли.
Город был спроектирован французским пленником Теодором Корнутом и укреплён в стиле французского военного инженера Себастьяна ле Престра де Вобана. Для расширения торговли была основана колония марокканских евреев (см. ниже).
Со стороны суши простираются мили песчаных дюн, усеянных ракитником, а за ними растут аргановые леса (марокканское железное дерево), уникальная для страны порода. Умеренный климат и прекрасные пляжи сделали город курортом для купания, а превосходные океанские бризы сделали его местом для виндсерфинга.
Старый город (Медина), который в 2001 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, является популярным туристическим направлением и известен своими многочисленными риадами (разновидностью гостиниц типа «ночлег и завтрак»). Эс-Сувейра известна своей ремесленной промышленностью, особенно инкрустацией столярных изделий. Она связана дорогой с Сафи, Марракешем и Агадиром.
Население (2014) 450,527 чел.[1]
Евреи в городе
Султан Сиди Мухаммеде бен Абдаллахе (1757–90), пытался ввести в Марокко европейские порядки. Заинтересованный в развитии торговых связей с Европой, он поселил большое число еврейских семей в портовом городе Могадор (Ас-Сувейра), освободив их от всех налогов, которыми были обложены евреи Марокко.
Султан запретил внешнюю торговлю во всех остальных марокканских портах, чтобы не было конкуренции с Могадором.[2]
Наиболее важные марокканские еврейские купеческие семьи из Танжера, Агадира, Марракеша и некоторых частей северного Марокко были завербованы султаном, чтобы взять на себя ответственность за развитие торговой деятельности в Могадоре и отношений с Европой.
Султан выбрал для этой задачи 10 или 12 из них, особенно из семей Коркос, Африат, Кориат, Кнафо, Пинто и Эльмалех, и предоставил им статус туджара ас-султана («королевских торговцев»). В отличие от обычных евреев, живших в тесном еврейском гетто (мелла), султанат предлагал им самые роскошные жилища Могадора в более престижном квартале Касба.
Они не только стали ведущими торговцами при дворе султана – параллельно с крошечной элитой мусульманских туджаров – но им была доверена роль посредничества и дипломатии с европейскими консулами и предпринимателями. Они не только имели влияние в экономических делах Марокко, но и в их функции входило руководство местной еврейской общиной.
Из своих рядов евреи выбирали туджаров президентами, вице-президентами и казначеями. Выдающаяся и привилегированная еврейская элита туджаров контролировала весь основной импорт Могадора и других марокканских торговых центров, где их влияние постепенно расширялось.
В их число входили сахар, чай, металлы, порох и табак. Туджары также управляли такими жизненно важными экспортными товарами, как пшеница, шкуры, зерно и шерсть - товары, которые в то время стали государственной монополией из-за опасений махзана перед политическими и социальными последствиями европейского проникновения.
Некоторые туджары были фактически отправлены дворцом в европейские торговые центры в качестве экономических атташе и получили беспроцентные ссуды для проведения крупных торговых операций и увеличения прибылей султана.
В отличие от остальных евреев, от них не требовалось платить традиционный подушный налог (джизья), обычно взимаемый с немусульманских меньшинств во всем мусульманском мире, и они получили полную защиту – юридическую и политическую – от махзана (марокканского правительства) и от тех членов мусульманского общества, которые стремились преследовать или подорвать их авторитет.
Город превратился в основной порт Марокко, имевший торговые связи с еврейскими общинами по всей Европе. Благодаря этому еврейское население Могадора настолько выросло и приобрело влияние, что в конце 18 в. городской торговый центр не работал в субботу.
Cултаны Абдаррахмана (1822–59) и Мухаммада (1859–73), заинтересованные в развитии торговых связей с европейскими странами, поддерживали еврейских купцов, особенно из Могадора, многие из которых получили титул королевских торговцев, и им была предоставлена свобода передвижения по стране. Они экспортировали в Европу золото, слоновую кость, миндаль, маслины и другие товары.
В духовном и религиозном плане общину Могадор на протяжении многих лет возглавляли старые авторитетные раввины и даяны, такие как Авраам Кориат, Авраам бен Атар, Масуд Кнафо и Хаим Пинто. Могадорское еврейство было относительно хорошо образовано. Их музыканты были известны во всем Марокко.
В городе были исключительно красивые синагоги, а община была усеяна многочисленными батей-мидраш и йешивами. Поскольку британское влияние в Могадоре стало особенно доминирующим с 18 века, там процветали английские школы, в том числе школы базирующейся в Лондоне Англо-еврейской ассоциации и Совета депутатов британского еврейства. Школы способствовали распространению английского языка и культуры среди евреев.
Базирующаяся во Франции организация Alliance Israélite Universelle также открыла школы для мальчиков и девочек в Могадоре в 1867 г. Поскольку после 1912 года британское влияние в городе уменьшилось, школы Альянса и Протектората, которые распространяли французское влияние, стали доминирующими и ориентировали местных евреев на новые культурные течения.
Там родился известный учёный Хаим Заафрани.[3]
К середине 1950-х годов, накануне крупномасштабной еврейской эмиграции в Израиль и на Запад, большинство молодых мужчин и женщин говорили по-французски в дополнение к марокканскому иудео-арабскому диалекту.
Влияние туджаров снизилось после 1890-х годов из-за агрессивного проникновения европейских держав в Шарифскую империю Марокко. К началу 20-го века и, конечно же, после образования французского протектората (1912 г.) они исчезли со сцены.
Их заменила новая элита еврейских предпринимателей, завербованная французами, испанцами, итальянцами и британскими торговыми домами, а также иностранные купцы, обосновавшиеся в Могадоре и других частях страны, контролировавшие торговлю до обретения Марокко независимости в 1956 году.
В 1900 г. в Могадоре организовалось общество Шаарей Цион. К началу Первой мировой войны старейшая и самая крупная в Марокко сионистская группа действовала в Могадоре.[4]
В течение XIX века еврейское население выросло с 4000 в 1830-х и 1840-х годах примерно до 12,000 в 1912 году, затем сократилось до 6150 в 1936 году и снова немного возросло до 6500 в 1951 году.
Это объясняется упадком торговли и других экономических деятельность в эпоху французского протектората в Могадоре (и других внутренних или прибрежных городах, которые в прошлом пользовались процветанием) в пользу Касабланки и Агадира.
Эмиграционные тенденции 1950-х и 1960-х годов привели к тому, что Могадоре община стала сокращаться. Когда-то Могадор был самым важным морским торговым портом Марокко (что во многом объяснялось еврейскими инициативами), но теперь он превратился в сонный и относительно незначительный город. В начале 1970-х годов большинство членов еврейской общины проживало в Америке, Европе и Израиле.
К 2005 году община практически исчезла.
См. также
Литература
- M. Abitbol, Témoins et acteurs: les Corcos et l'histoire du Maroc contemporain (1977);
- A. Chouraqui; Between East and West (1968);
- D. Corcos, Studies in the History of the Jews of Morocco (1976);
- M.M. Laskier, The Alliance Israélite Universelle and the Jewish Communities of Morocco: 1862–1962 (1983);
- J.L. Miège, Le Maroc et l'Europe: 1830–1894, 4 vols. (1961–63);
- C.R. Pennell, Morocco since 1830: A History (2000);
- D.J. Schroeter, Merchants of Essaouria: Urban Society and Imperialism in Southwestern Morocco, 1844–1886 (1988);
- idem, The Sultan's Jews: Morocco and the Sephardi World (2002).
Примечания
Источники
- КЕЭ, том: 5. Кол.: 120–130.
- Mogador
- Essaouira Morocco - Encyclopaedia Britannica