Отчёт комиссии Леви о статусе строительства в Иудее и Самарии

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Дата создания: 3/06/2014


Судья Эдмунд Леви передаёт премьер-министру выводы комиссии.

Содержание

Комиссия Эдмунда Леви

Комиссия по проверке юридического статуса израильских поселений, в особенности так называемых форпостов в Иудее и Самарии была создана в январе 2012 года по распоряжению премьер-министра Израиля Биньямина Нетанияhу. Её возглавлял бывший член Верховного суда Эдмунд Леви.

Помимо Леви, в нее вошла заместитель председателя иерусалимского окружного суда Тхия Шапира, дочь раввина Шломо Горена, и бывший посол в Канаде Алан Бейкер.

Комиссия была создана для пересмотра рекомендаций предыдущей комиссии под руководством адвоката Талии Сасон. В 2005 году она выпустила отчет с рекомендацией снести поселения, статус которых не был урегулирован. Адвокат Сасон — активистка партии МЕРЕЦ, поэтому объективность её выводов изначально не признавалась значительной частью израильского общества и политических деятелей.

Результаты работы комиссии

Карта территорий, о которых написано в отчёте комиссии Леви.

9 июня 2012 году комиссия представила выводы, что в соответствии с международным правом израильские поселения, созданные в Иудее и Самарии, являются совершенно законными, а земли, где они располагаются, нет никаких оснований причислять к «оккупированной территории».

В отчёте указано, что они никогда не были легитимной частью другого государства, в том числе — Иордании.

Комиссия рекомендовала, в частности, уточнить правовой статус малых «форпостов» еврейских поселений в Иудее и Самарии, а также дать разрешение на частное строительство в регионе.

В отчете содержится напоминание, что по нормам международного права действия законов об оккупации ограничено во времени. «Однако Иудея и Самария находятся под властью Израиля уже десятки лет, и неизвестно, закончится ли этот период вообще. Поэтому у израильтян есть полное право там селиться», — заявляет отчет.

В отчёте подчёркнуто, что «зелёная черта» никогда не была границей между государствами: это просто линия прекращения огня конца Войны за независимость.

Текст отчёта

Комиссия для проверки статуса строительства в Иудеи и Самарии

Выводы и рекомендации

(перевод с оригинального и авторитетного еврейского текста)

После рассмотрения круга ведений, определённого в мандате Комиссии, и в свете того, что мы слышали, а также значительного количества материала, представленного нам широким кругом лиц, наши выводы и рекомендации заключаются в следующем:

Наш основной вывод, что с точки зрения международного права, классические законы об «оккупации», как это изложено в соответствующих международных конвенциях, не могут считаться применимыми к уникальным и своеобразным историческим и юридическим обстоятельствам присутствия Израиля в Иудее и Самарии, происходящего в течение десятилетий.

Кроме того, положения четвертой Женевской конвенции 1949 года, касающиеся перемещения населения, не могут считаться применимыми и никогда не были предназначены для применения к типу поселенческой деятельности, предпринятой Израилем в Иудее и Самарии.

Таким образом, в соответствии с нормами международного права, израильтяне имеют законное право селиться в Иудее и Самарии, и создание поселений не может, само по себе, считаться незаконным.

Что касается других рассмотренных вопросов, наши рекомендации заключаются в следующем:

1. Правительству рекомендуется уточнить свою политику в отношении поселений израильтян в Иудее и Самарии, с целью предотвращения будущую интерпретацию его решений в ошибочной или чрезмерно «творческий» манере. Мы полагаем, чтобы такие решение правительства включали в себя следующие принципы:

а. Любое новое поселение в Иудее и Самарии будет создан только в соответствии с решением правительства или надлежащим образом уполномоченного комитета министров.

b. Строительство внутри существующего или будущего поселения не будет требовать правительственного или министерского решения, но такая конструкция должна быть одобрена органами планирования и размещения после того, как они убедятся, что предлагаемая конструкция не противоречит утвержденному плану города/территории, применимому к рассматриваемому участку земли.

с. Расширение существующего поселения за пределы области его юрисдикции или за пределы территории, определённой в существующем плане города, потребует решение министра обороны с ведома премьер-министра, прежде всего каждый из следующих этапов: начало планирование и фактическое начало строительства.

2. Что касается поселений, созданных в Иудее и Самарии на государственных землях или на землях, приобретенных израильтянами при содействии официальных властей, таких как Поселенческий отдел Всемирной сионистской организации и Министерство жилищного строительства, и которые были определены как «несанкционированные» или «незаконные» в связи с тем, что они были созданы без какого-либо официального решения правительства, мы делаем вывод, что создание таких поселений было произведено с ведома, поощрения и молчаливого согласия высшего политического уровня — правительства и премьер-министра, и, следовательно, такое поведение следует рассматривать как подразумеваемое согласие.

Что касается этих населенных пунктов, а также тех, которые основаны в соответствии с решением правительства, но с нехваткой определения их муниципальной юрисдикции, или не завершив процедуры планирования и размещения, и в результате, были описаны как «несанкционированные» или «незаконные», оставшиеся внешние процедуры должны быть завершены следующим образом:

a. Территория муниципального юрисдикции каждого населенного пункта, если еще не определена, должна определяться с должным учетом будущего естественного роста.

b. Административные запреты, налагаемые на плановые и территориальные органы власти должны быть немедленно убраны, так чтобы они могли выполнять свои функции, рассматривая планы, которые были представлены им каждым поселением, без какой-либо дальнейшей необходимости в дополнительном утверждении на политическом уровне.

с. В ожидании завершения этих разбирательств и рассмотрения возможности предоставления действительных разрешений на строительство, государству рекомендуется избегать выдачи приказов о сносе, как это происходит в нынешней ситуации.

d. С тем чтобы избежать сомнений, подчеркиваем, что все населенные пункты, в том числе те, которые одобрены в предложенных здесь рамках, могут в будущем расширить свои границы, чтобы реагировать на их потребности, в том числе естественного роста, без необходимости в дополнительном правительственном или министерском решении, при условии, что предлагаемое расширение находится в пределах юрисдикции поселения, в пределах его границ, как указано в утвержденном плане города, и получило должное одобрения органов планирования и территориальных властей.

e. Поселения, основанные полностью или частично на участке, который подлежит экспертизе для установления, государственная это или частная земля («секер»), должны рассматриваться как поселения, правовой статус которых ОЖИДАЕТСЯ.

Большинство из них были созданы годы тому назад, и, поэтому необходимо ускорить медленный процесс экспертизы («секера») во всех районах Иудеи и Самарии и завершить его в течение фиксированного периода времени; с этой целью даже рассмотреть использование помощи сторонних лиц.

После завершения, деятельность каждого поселения будет продолжена в соответствии с результатами экспертизы земель («секер») и определения типа земли, в соответствии с рамками, предложенными нами.

f. В случае конфликтующих претендентов на земельную собственность, было бы целесообразно принять политику, при которой до любого определения со стороны государства в отношении ходатайств о выселении или сносе, тщательное изучение конфликтующих претензий должно проводится судебным трибуналом по земельным вопросам. Это тем более необходимо в отношении исков до покупки или записи, или там, где владелец действовал добросовестно.

В ожидании такого определения, государственные органы должны быть проинструктированы избегать принятия какой-либо позиции в земельных конфликтов и проведения необратимых мер, таких как выселение или снос зданий в оспариваемом владении.

g. С этой целью и с целью облегчить доступ местных жителей в судебных органов, мы предлагаем создание судов для разрешения земельных споров в Иудее и Самарии, или, алтернативно, расширение юрисдикции судей районных судов, с тем чтобы дать им возможность решать в своих судах земельные споры в Иудее и Самарии.

h. Необходимо внести в законы о безопасности право общественности на просмотр банков данных, находящихся в ведении различных государственных учреждений, в том числе гражданской администрации, в отношении права на землю на территории Иудеи и Самарии.

i. Что касается «Порядка стороннего использования частных земель» — мы считаем, что этот порядок должен быть отменен. В том случае, если будет решено сохранить его в силе, мы предлагаем внести в него поправки, так чтобы любое решение Апелляционного комитета не было рекомендательный, а обязавало главу гражданской администрации действовать в соответствии с таким решением.

Глава гражданской администрации и другие заинтересованные сторонв могут обжаловать решение апелляционного комитета в суде по административным вопросам, решение которого является окончательным. Мы предлагаем, чтобы эта договоренность применялась и к другим решениям Апелляционного комитета, в том числе касающимся вопросов «Первичной регистрации» земли в Иудее и Самарии.

j. Состав Апелляционного комитета должен быть изменён. В настоящее время он укомплектован офицерами-резервистами, юристами, которые, по необходимости, воспринимаются как находящиеся в подчинении и даже под командованием главы гражданской администрации. Мы считаем, что эта ситуация не является правильной, и поэтому рекомендуем, чтобы Апелляционный комитет состоять из невоенных юристов - фактор, который внесет свой вклад в общее восприятие апелляционного комитета в качестве независимого органа, действующего в соответствии с его собственным усмотрением.

k. "Процедура рассмотрения частных земельных споров" должна быть отменена. Такие споры должны рассматриваться и решаться только в судебном органе .

l. Законы по вопросам безопасности должны быть изменены, чтобы дать израильтянам возможность покупки земли в Иудее и Самарии непосредственно, а не только через корпорации, зарегистрированные на территории. Мы также рекомендуем, чтобы процедуры "первичной регистрации" прав на земельные участки были ускорены и завершались в течение разумного и фиксированного периода времени.

m. Гражданская администрация должна быть проинструктирована, что нет запрета на какое бы то ни было дополнительное строительство в границах поселения, построенного на земле, первоначально отведённой военным приказом, и такие просьбы следует рассматривать только в стадии планирования.

n. Мы также рекомендуем продвижении процедур планирования и объявления относительно природных заповедников и парков во всех частях Иудеи и Самарии, находящихся под израильской ответственностью.

Наконец, мы хотели бы подчеркнуть, что картина, которая явилась перед нами в отношении израильской поселенческой деятельности в Иудее и Самарии, не пристала для поведения уважающего себя государства, которое стремится к управлению законом. Если в результате этого отчета будет передано сообщение, что мы уже не в стадии формирования и создания нашего государства, когда всё делалось неформальным и произвольным образом, мы будем довольны.

Сторонники поселений, в том числе на самом высоком политическом уровне, должны усвоить и признать тот факт, что все действия по этому вопросу может быть только в соответствии с законом. Точно так же, официальные государственные органы должны действовать с готовностью и решительностью в выполнении своих функций для того, чтобы закон должным образом соблюдался.

Проблема легализации форпостов и некоторых кварталов поселений

Комиссия Леви потребовала упорядочить статус нескольких десятков форпостов. Они были построены при поддержке государства на землях, не находящихся в чьей-либо частной собственности. Как правило, они строились в 1990 годах без необходимого по правилам документального оформления, тем самым без официальных разрешений.

В результате возникла бюрократическая неразбериха, создающая почву для утверждений о незаконности существования этих посёлков и требований их снести.

Комиссия указала:

« Государственная поддержка свидетельствует, что правительство фактически одобрило возведение поселений, хотя и неформально. По нашему мнению, это означает, что для завершения всех легальных процедур нового решения правительства не требуется. »

Политические последствия отчёта комиссии Леви

Представители пропалестинских движений обвинили комиссию в ангажированности. Им напомнили о политической ангажированности предыдущей комиссии.

Политики левого и ультралевого направления попытались объявить позицию комиссии Леви противоречащей официальной позиции правительства Израиля и постановлениям БАГАЦа. На самом деле все правительства Израиля после Шестидневной войны действовали, основываясь на факте, что территории, взятые под контроль в результате неё, не являются оккупированными.

Эта позиция была сформулирована государственным прокурором во время разбора БАГАЦем иска о создании поселения Мево-Хорон в 1974 году.

Депутаты кнессета от правых партий (Ликуд, Наш дом Израиль, МАФДАЛ) потребовали немедленно реализовать рекомендации отчёта. Но в кнессете не было необходимого большинства для этого. Состоявшиеся в начале 2013 года парламентские выборы не привели к радикальному изменению соотношения сил.

Поэтому, по состоянию на середину 2014 года, рекомендации комиссии реализовались частично и медленно. Они были представлены в ООН для сведения, но не были поставлены на обсуждение ввиду отсутствия перспективы признания в этой организации их корректности.

Отчёт не был представлен на рассмотрение правительства Израиля или министерской комиссии. Полный текст на иврите был на короткое время на сайте премьер-министра , но был удален.

В политологической науке отметили факт, что Израиль впервые за десятки лет заявил о своих законных правах. При этом отмечается, что доклад носит чисто юридический характер и не касается вопроса о нужности или ненужности территориальных уступок в ходе переговоров о мире на Ближнем Востоке.

См. также

Источники