Эйникайт

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
Перейти к: навигация, поиск



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Фрагмент страницы газеты «Эйникайт» со списком членов редакционной коллегии. В левой колонке — расписание спектаклей московского ГОСЕТа. М.

«Эйникайт» (идиш אייניקײַט;, `единство`) - газета, выходившая с 7 июня 1942 г. по 21 августа 1943 г. в Куйбышеве и с 31 августа 1943 г. до 20 ноября 1948 г. в Москве.

Расширенные сведения

Орган Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). В Куйбышеве выходила раз в десять дней, в Москве — вначале еженедельно, а с 22 февраля 1945 г. — три раза в неделю.

Задачи газеты были сформулированы председателем комитета Ш. Михоэлсом в передовой статье первого номера (безусловно, с одобрения властей): «...Газета... имеет задачей объединить всех евреев в этой священной войне...» В 1948 г. тираж газеты составлял 10,000 экземпляров, из них 800 отправлялись за границу.

Ответственным редактором газеты был назначен Ш. Эпштейн, члены редколлегии — Д. Бергельсон, И. Добрушин, Ш. Галкин, Ш. Михоэлс, Л. Стронгин (1896–1968), И. Фефер, Л. Квитко, А. Кушниров. После смерти Эпштейна в 1945 г. временно исполняющим обязанности ответственного редактора в начале 1946 г. назначили журналиста Г. Жица (1903-1954, умер в тюрьме).

Несмотря на заявленный национальный характер, «Эйникайт» была в значительной мере советским пропагандистским изданием. Советский патриотизм практически всех членов редакции и авторов газеты был искренним, они видели в советском режиме того периода спасителя европейского еврейства, а позже считали его важным фактором создания Государства Израиль.

В то же время художественное творчество и публицистика газеты были пронизаны глубоким национальным чувством, что стало поводом для последующих репрессий в ходе разгрома еврейской культуры и антисемитской кампании 1948–53 гг. «Эйникайт» выделялась высоким литературным уровнем публиковавшихся материалов, а также определенной сдержанностью в критике «классово враждебных» еврейских идеологических течений за рубежом, в частности сионизма.

В рамках сформировавшихся рубрик широко отражалась еврейская жизнь Советского Союза. В теоретических статьях о еврейском вопросе на страницах «Эйникайт» часто цитировались высказывания В. Ленина и И. Сталина, осуждающие антисемитизм, но замалчивались их выступления в пользу ассимиляции евреев.

В рамках рубрики «Еврейская жизнь за рубежом» рассказывалось о событиях в Польше, Венгрии, Румынии, Югославии, Франции, о еврейском Сопротивлении антинацистском и участии евреев в общем Сопротивлении.

В этой рубрике, а также в рубрике «К событиям в Палестине» сообщалось о жизни ишува, причем число материалов в последней рубрике возрастало по мере роста напряженности в регионе и достигло пика во время Войны за независимость.

«Эйникайт» писала о деятельности Еврейского антифашистского комитета. В первом и втором номерах газеты дан подробный отчет о втором митинге «представителей еврейского народа», состоявшемся 24 мая 1942 г.

Газета печатала призывы комитета к «евреям всего мира» помочь борьбе Советского Союза с нацизмом и, в частности, финансировать поставку тысячи танков и пятисот самолетов Красной армии. В ней публиковались также зарубежные отклики на призывы, в частности, Лиги за победу Советского Союза (Лига V) из Эрец-Исраэль за подписью ее председателя А. Цвейга и секретаря М. Ави-Шаула и многих других.

В конце 1943 г. «Эйникайт» информировала читателей о пропагандистском турне Ш. Михоэлса и И. Фефера по США, Канаде, Мексике и Великобритании. В 1944 г. значительное место было уделено очередному митингу «представителей народа», были опубликованы приветствия митингу от Лиги V (среди подписавшихся — Д. Ремез) и Ваада леуми (подписал И. Бен-Цви).

Вплоть до конца войны публиковались материалы о встречах членов комитета с воинами и партизанами-евреями, с представителями евреев Польши, обмен посланиями с зарубежными еврейскими организациями, в том числе с Джойнтом, Амбиджаном и др.

В 1946 г. газета рассказывала о визите в Советский Союз делегации прокоммунистически настроенных американских евреев — Б.-Ц. Гольдберга и П. Новика (позднее эти визиты послужили поводом для обвинения комитета в шпионаже в пользу США). Значительное место газета уделяла также работе над «Чёрной книгой» о преступлениях нацистов, о связях комитета с еврейскими организациями восточноевропейских стран.

Публицистический раздел газеты был представлен произведениями Д. Бергельсона, Рохл Ковнатор, Ш. Гордона, Мирьям Айзенштадт-Железновой (1909–50), Г. Жица, Д. Заславского, П. Маркиша, Ш. Михоэлса, Ш. Персова, Х. Смоляра, И. Фефера, И. Эренбурга, И. Юзефовича (1890–1952) и многих других.

Оставаясь в рамках советской пропаганды, публицисты основательно отражали национальную специфику. Допускались осторожные выступления против свертывания еврейской культуры в послевоенном Советском Союзе. Письма с мест, в том числе от школьников, требовали полнее удовлетворять потребности в печатном слове.

Выражались претензии к издательству «Дер эмес» в связи с задержкой выхода в свет подготовленных к печати произведений еврейских классиков и советских еврейских писателей. Характерен заголовок, под которым было опубликовано одно из писем: «Дайте нам еврейские газеты и книги!».

В регулярных сообщениях о работе еврейских отделов в библиотеках Советского Союза звучала критика по поводу неудовлетворительного состояния этой работы. Даже на пороге тотального уничтожения еврейской культуры в СССР в номере от 23 октября 1948 г. газета поместила подборку читательских писем о проблемах распространения еврейских книг.

Значительная часть раздела была посвящена письмам на фронт и с фронта, хозяйственным вопросам, культурной жизни. Иногда сообщалось «о принятых мерах» — местное руководство откликалось на критические высказывания в центральной печати даже на «непопулярном» языке.

Значительный читательский интерес вызывала рубрика «Сыны и дочери еврейского народа — герои и жертвы войны с нацизмом». В «Эйникайт» печатались очерки о Героях Советского Союза И. Фисановиче (1914–44), Л. Папернике (1918–42), В. Виленском, И. Гутнике, братьях Евгении (1909–2003) и Матвее (1910–98) Вайнрубах, Ц. Куникове (1909–43), Полине Гельман (1919–2005), контр-адмирале А. Юровском (1899–1973), авиаконструкторе С. Лавочкине, кавалере ордена Ленина за боевые заслуги филологе Э. Фальковиче, руководителях еврейского Сопротивления А. Печерском и Х. Елине (1907–44) и др.

Отдельный очерк был посвящен подвигам евреев-спортсменов на фронтах (4 октября 1942 г.): заслуженных мастеров спорта Е. Хотимского (1911–81), Г. Новака (1919–80), Р. Люлько (1908–94) и других.

«Эйникайт» много писала о восстаниях в гетто и лагерях уничтожения: в местечке Лунинец, Белоруссия (17 июля 1943 г.), в Треблинке (14 октября 1943 г.), в Белостоке (16 декабря 1943 г.; 1 января 1944 г.), в Лодзи (30 декабря 1943 г.; 15 февраля 1945 г.), в Вильнюсе (27 апреля 1944 г.), в Варшаве (15 мая 1943 г.; 27 мая 1943 г.; 27 июля 1944 г.; 7 мая 1946 г.; 11 марта 1948 г.).

Но газета не ограничивалась актуальными материалами: в феврале 1943 г. в нескольких номерах публиковался очерк А. Шефера «Боевые традиции еврейского народа», где рассказывалось о воинской доблести евреев с древнейших времен до середины 20 в. — не только в эпоху собственной государственности, но и в странах рассеяния.

Тема героизма в соответствии с советскими канонами превалировала над материалами о Катастрофе европейского еврейства. Однако истребление евреев нацистами также широко освещалось в «Эйникайт». Например, в № 21 (27 декабря 1942 г.) была дана обширная подборка материалов «Уничтожение еврейского населения в оккупированных странах Европы».

Подобные материалы опубликованы в № 45 (16 сентября 1943 г.), где сообщена цифра — 3.5 млн. убитых нацистами евреев. В № 176 (5 июля 1945 г.) помещен очерк А. Платнера «На выставке “Зверства немцев в Белоруссии”», в № 136 (31 марта 1945 г.) излагается решение ЦК КП/б/У и Совнаркома УССР о сооружении в Бабьем Яре памятника жертвам нацистов.

Характерно, что уже в этом решении слово «евреи» отсутствует, говорится лишь об истребленных «мужчинах, женщинах, маленьких детях и стариках».

«Эйникайт» много писала о жизни евреев, бежавших из оккупированных нацистами районов, об их быте, национально-культурной жизни и др.

С началом освобождения оккупированных территорий выросло число публикаций, посвященных обустройству евреев в прежних местах проживания: 3 июля 1945 г. «Эйникайт» сообщает о возвращении евреев в Латвию, 19 июля 1945 г. — о ситуации в Киеве, 20 октября 1945 г. — о положении в Крыму. Ш. Гордон и Л. Квитко рассказывали в ряде очерков о возвращении эвакуированных колхозников в разгромленные нацистами колхозы.

Газета, однако, избегала рассказывать о захвате еврейских жилищ и разграблении их имущества местными жителями, об усилившемся антисемитизме, не чуждом и властям. Такого рода материалы, как стало впоследствии известно, обильно поступали и в Еврейский антифашистский комитет, и в «Эйникайт», однако на страницы газеты не попадали.

Постоянная рубрика газеты «Биробиджан, еврейские районы и колхозы» была введена, когда руководство Антифашистского комитета еще рассчитывало на развитие еврейской государственности (автономии) в разных регионах Советского Союза. Но власти начали сворачивать все довоенные проекты этого рода.

По мере восстановления советской власти в освобожденных районах «Эйникайт» информировала о некоторых попытках воссоздания еврейских колхозов: в Крыму, в селе Виноградное Могилев-Подольского района Винницкой области, в Запорожской области.

Публикации о попытках восстановления еврейских колхозов и особенно о работе эвакуированных еврейских колхозников в хозяйствах со смешанным национальным составом публиковались в течение всех послевоенных лет. Но не было никаких материалов, в которых упоминались бы элементы советской еврейской государственности в Крыму, на Украине и в Белоруссии.

Уже в корреспонденции от 16 мая 1946 г. о праздновании Дня победы в Херсонской области отмечается, что Калининский район — это бывший Калининдорфский еврейский автономный район.

Регулярно в газете появлялись материалы о Еврейской автономной области в Хабаровском крае: статьи биробиджанских руководителей, экономистов, деятелей культуры, образования и просвещения. На страницах газеты в 1946–48 гг., вплоть до её закрытия, велась активная кампания по переселению в Биробиджан.

«Эйникайт» печатала призывы, интервью с уполномоченными по переселению, репортажи из эшелонов с переселенцами, сообщения об их торжественном приеме. Газета при этом не писала о мотивах переезда: бытовых трудностях и антисемитизме местных и центральных властей и населения. Умалчивала газета и о многочисленных случаях возвращения переселенцев на прежние места жительства.

Еврейское заселение Эрец-Исраэль, сионистская доктрина, еврейско-британское и еврейско-арабское противостояние в подмандатной Палестине занимали значительное место на страницах «Эйникайт». До ноября 1945 г. это была одна из побочных тем о жизни еврейской диаспоры, а впоследствии события в Эрец-Исраэль оказались в центре внимания.

«Эйникайт» откликалась на кампании помощи Советскому Союзу, проводившиеся в ишуве, писала о деятельности Лиги V, сообщала о некоторых событиях культурной жизни ишува, например, о постановке в «Хабиме» пьесы К. Симонова «Русские люди» (15 апреля 1943 г.), о смерти Ш. Черниховского (21 октября 1943 г.).

Публицисты «Эйникайт» критиковали антиеврейские и антиарабские акции британских властей в Палестине, реакционные арабские режимы, сочувствовавшие нацистам, а также те сионистские круги, которые четко ориентировались на Запад. В редакционной статье от 1 января 1946 г. сочувственно говорилось о борьбе евреев, в том числе об «организации Штерн» (имелась в виду ЛЕХИ) против британских властей.

На протяжении 1946–47 гг. широко и по советским нормам довольно объективно освещалось положение в Эрец-Исраэль, подвергались критике действия британских властей, препятствовавших въезду в страну еврейских беженцев из Европы, и непоследовательная политика американцев.

В то же время поддерживалась идея «независимого и демократического арабо-еврейского государства» (23 июля 1946 г.), однако сурово осуждался муфтий Хадж Амин ал-Хусейни, отмечались антисемитские выходки высших британских офицеров. Основным объектом критики публицистов газеты были «англо-американские империалисты», препятствовавшие справедливому решению конфликта.

29 апреля 1947 г. газета подробно освещала заседание Специальной сессии Генеральной ассамблеи ООН, посвященное «палестинскому вопросу», излагала проеврейскую позицию советского представителя А. Громыко и его «единомышленников» из Польши и Чехословакии.

30 сентября 1947 г. публицист З. Гринберг подверг уничтожающему разносу социологический очерк Я. Лещинского, который на основании исследования утверждал, что большая часть евреев Европы хотела бы эмигрировать в США. 5 декабря 1947 г. в большой статье «Исторические решения о Палестине» Л. Гольдберг приветствовал решение ООН от 29 ноября 1947 г. о создании еврейского и арабского государств. Особенно радовало автора, что резолюция ООН поможет решить вопрос о еврейских беженцах из Европы — жертвах гитлеризма.

С первых сражений Войны за независимость (ноябрь 1947 г.) газета заняла четкую произраильскую позицию и критиковала «арабскую реакцию» и «английский империализм», а также «американских империалистов», продававших «оружие и боеприпасы» арабским странам и готовых «пересмотреть резолюцию от 29 ноября 1947 г.».

Редакционная статья «Черный интернационал» (22 февраля 1948 г.) в духе сталинской пропаганды защищала еврейский ишув, сообщая, что на стороне арабов воюют недобитые гитлеровцы, власовцы, польские антисемиты из армии Андерса, боснийские мусульмане из прогитлеровского легиона, созданного муфтием аль-Хусейни и др. («Все они вооружены немецким оружием»), причем пропагандистские клише не скрывали национальных чувств авторов.

Впрочем, для баланса изредка печатали сообщения и проарабского толка: «Прогрессивная арабская общественность... энергично выступает за установление мира в стране, за реализацию решения ООН... И сионистское руководство (и как его эхо — буржуазная еврейская пресса) делает вид, что ничего не замечает» (17 апреля 1948 г.).

Со времени провозглашения Государства Израиль и до закрытия газеты 20 ноября 1948 г. «Эйникайт» однозначно занимала произраильскую позицию.

В послевоенное время значительное место уделялось еврейским организациям в освобожденных странах Восточной Европы.

Художественная литература на страницах «Эйникайт» представлена значительными и яркими произведениями.

«Эйникайт» публиковала стихи и поэмы Рахели Баумволь, И. Блоштейна, И. Боруховича, М. Бродерзона, А. Вергелиса, Ш. Галкина, Д. Гофштейна, А. Гонтаря (1908–81), Х. Граде, М. Грубиана (1909–72), Ш. Дриза, Х. Диаманта (1911–43), Л. Квитко, И. Керлера (умер в 2000 г.), А. Кушнирова, Ханны Левиной (1900–64), М. Лифшица (1907–83), Х. Малтинского, П. Маркиша, Х. Ошеровича, А. Платнера, Ш. Ройтмана, М. Талалаевского, З. Телесина, И. Фефера, Э. Фининберга, М. Хащеватского, М. Хараца, Шифры Холоденко (1909–74), Я. Штернберга, И. Эмиота; прозу Д. Бергельсона, М. Бродерзона, Любы Вассерман (1905–75), Э. Гордона (1907–1989), Ширы Горшман, Т. Гена (1912–2003), М. Елина (1910–2000), М. Лева, Ноаха Лурье, Х. Полянкера (1911–1997), Иосифа Рабина, Я. Рабинкова (1908–81), И. Шрайбмана; литературно-критические статьи И. Добрушина, Н. Ойслендера, Д. Бергельсона, А. Кушнирова, И. Фефера, А. Кагана, Ш. Эпштейна, Э. Спивака, У. Финкеля, Л. Гольдберга, И. Друкера, А. Вергелиса, Я. Штернберга.

Многие произведения, впервые появившиеся на страницах «Эйникайт», вошли в сокровищницу еврейской литературы. Наибольший резонанс уже вскоре после публикации вызвала поэма И. Фефера «Их бин а ид!» («Я — еврей!»). Выраженная в ней национальная гордость была созвучна чувствам миллионов. Поэма перепечатывалась в десятках еврейских изданий всего мира, была переведена на иврит и другие языки.

«Эйникайт» широко освещала деятельность советского еврейского театра в годы, предшествовавшие тотальному разгрому национальной культуры.

Определенное место занимали на страницах газеты статьи об исследованиях в области науки о еврействе — языке, фольклоре, этнографии, музеях. Авторы «Эйникайт» освещали работу Кабинета еврейской культуры, сообщали о новых исследованиях, фольклорных экспедициях в Буковину и Винницкую область.

Газета печатала этнографические материалы о среднеазиатских, горских и грузинских евреях. Особое место уделялось еврейскому фольклору времен Второй мировой войны и Шоа, сообщалось о работе Еврейского музея в Вильнюсе, еврейских библиотек в Литве, Историко-этнографического музея грузинских евреев и т. д.

Не касаясь проблемы все сужавшейся системы еврейских школ и детских домов, газета систематически рассказывала о работе оставшихся учреждений еврейского образования. С сентября 1945 г. в газете регулярно появлялась полоса «Для детей», в которой печатались литературные произведения и актуальные материалы для школьников; редактором полосы был Л. Квитко.

Газета систематически информировала читателей о еврейском издательском деле, деятельности писательских объединений, библиотек; публиковались библиографические обзоры. Широко освещалась концертная деятельность, эстрада, печатались статьи литературных, музыкальных и театральных критиков, искусствоведов, сообщалось о еврейском радиовещании, еврейской художественной самодеятельности.

«Эйникайт» отразила важные стороны еврейской жизни в Советском Союзе накануне её тотального разгрома. Сотрудники газеты в полной мере разделили судьбу других деятелей еврейской культуры.

См. также

Источники

  • КЕЭ, том: 10. Кол.: 460–465.
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья «ЭЙНИКАЙТ» в ЭЕЭ